← Коммерческий транспорт

Жми на газ: какие машины на метане показали на ПМГФ-2025

фото здесь и далее: автора / 5koleso.ru

На площадке Петербургского международного газового форума состоялся традиционный смотр новинок автомобильной и специальной техники, использующей в качестве топлива природный газ — метан. И среди этих новинок было на что посмотреть и чему удивиться!

В этом году ПМГФ объединил рекордное количество участников — 35,8 тыс. представителей компаний, государственных деятелей, ведущих экспертов, аналитиков, ученых и студентов профильных вузов из 52 стран. На выставочной экспозиции площадью 51 000 м2 передовые разработки, современное оборудование и инновационные технологии представили 620 компаний.

МАЗ-64А02N 6х4 на сжиженном метане.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ ТОННАЖ

Одна из премьер форума — газовый вариант «Соболя NN 4х4» с цельнометаллическим грузопассажирским кузовом. Вместо 2,5‑литрового дизеля, которым комплектуют его серийные образцы, новую модификацию оснастили выпускаемым в Ульяновске битопливным двигателем Evotech объемом 3 л, а также четырьмя баллонами для хранения сжатого метана. Два из них расположены в заднем свесе, а еще два — под кожухом у передней стенки грузового отсека. Их суммарная емкость составляет 500 кубометров, которых хватит на 360 км пробега. А поскольку у этого малотоннажника сохранен еще и штатный бензобак, общий пробег на двух видах топлива — не менее 1000 км. По результатам изучения спроса на битопливный «Соболь NN 4х4» будет принято решение о его запуске в серийное производство.

Газовая модификация «Соболя NN 4х4».

Размещение газовых баллонов у «Соболя NN 4х4».

Прямого конкурента газовому «Соболю NN 4х4» показала компания «Промтех» из Нижнего Новгорода. Это модификация перспективного внедорожника «Капитан 4х4», несколько вариантов которого сегодня проходят испытания с прицелом на организацию российского сборочного производства. Речь идет об автомобиле повышенной проходимости с полноприводной трансмиссией, увеличенным дорожным просветом и шестиместным грузопассажирским кузовом семейства «Куб». Дизель под капотом его газовой модификации уступил место бензиновому двигателю объемом 2,4 л, адаптированному для работы на метане.

В сжатом виде метан хранится в трех баллонах, расположенных в заднем свесе под кузовом. Рассматриваются различные варианты размещения еще нескольких баллонов для увеличения запаса хода.

«Капитан 4х4» в газовом варианте.

Размещение газовых баллонов у «Капитан 4х4».

Главная проблема газификации малотоннажных коммерческих автомобилей заключается в необходимости оборудовать их большими и тяжелыми баками для хранения метана. Это заметно снижает грузоподъемность и грузовместимость автомобилей, а значит, и их коммерческую привлекательность. А вот для среднетоннажников данная проблема уже не столь актуальна.

Крупнейший поставщик среднетоннажных грузовиков на российский рынок, Горьковский автозавод, привез в Санкт-Петербург сразу две их перспективные газовые модификации. В отличие от переведенного на метан «Соболя NN 4х4», по ним уже принято решение о постановке на конвейер. Причем это произойдет очень скоро, еще до конца нынешнего года.

Первая из упомянутых модификаций — «Газон Next CNG», у которого на раме под бортовой платформой расположено семь баллонов для хранения метана. В перспективе газовое исполнение получат все три базовых версии этого капотного среднетоннажника: со стандартной и увеличенной колесной базой, а также удлиненной базой и двухрядной кабиной.

Газовый «Газон Next CNG».

У переведенного на газ бескапотного «Валдая 12 CNG» баллоны размещены не на раме, а в несколько ярусов за кабиной. Именно поэтому из четырех вариантов этого грузовика, различающихся размером колесной базы, на газ переведут только три: у самой короткобазной версии из-за места, занимаемого этажеркой с баллонами, получается слишком маленькая монтажная длина рамы. Всего таких баллонов четыре — их общий объем равен 100 м3.

Газовый «Валдай 12 CNG».

Оба вышеупомянутых грузовика оснащены газовым вариантом нового ярославского 5,1‑литрового двигателя ЯМЗ-535, развивающим максимальные 170 л. с. и 660 Нм. Это фактически те же выходные характеристики, что и у применяемого на этих среднетоннажниках дизеля ЯМЗ-534. Таким образом, с переходом на метан «Газон Next CNG» и «Валдай 12 CNG» сохраняют свои тягово-динамические характеристики.

ГАЗОВАЯ «КОММУНАЛКА»

Минский автозавод привез на форум сразу два перспективных двухосных шасси МАЗ-534023 с двигателями, работающими на компримированном природном газе. Обычно такие шасси комплектуют коммунальными кузовами, и данный случай не стал исключением. Один МАЗ из этого дуэта оборудовали мусоровозным кузовом емкостью 16 кубов производства «Могилевтрансмаш». Второй предстал перед посетителями форума в варианте комбинированной дорожно-уборочной машины с выполненными из композитов 8‑кубовым бункером и отвалом с трехметровой шириной захвата, производства российской компании «Смолмаш». Оба шасси оснащены газовым двигателем известного производителя из дружественной страны рабочим объемом 7 л и мощностью 280 л. с. Суммарный объем газовых баллонов составляет без малого 900 л. Этого хватает примерно на 370 км.

Дорожно-уборочная машина на базе газового МАЗ-534023.

Газовый МАЗ-534023 в варианте мусоровоза.

Еще одно новое двухосное шасси аналогичного назначения привезла в Санкт-Петербург компания «АМТ», в прошлом — «Ивеко АМТ». Колесная база величиной менее четырех метров повышает его маневренность в стесненных городских условиях. На раму этого шасси установили 16‑кубовый мусоровозный кузов RG Wastemaster. Нетрудно увидеть, что данный грузовик представляет собой локализованный китайский Hongyan, полная масса которого в варианте мусоровоза составляет 19,9 тонны. В его моторном отсеке установлен газодизель, аналог Iveco Cursor 13. Но это временное решение, следующее шасси под мусоровоз специалисты компании «АМТ» оснастят уже чисто газовым двигателем производства Shanghai Diesel. А 12‑ступенчатая механическая коробка передач с ручным переключением уступит место более удобной для применения в городском ритме движения — роботизированной.

Мусоровоз на шасси АМТ с газодизелем.

«Машиностроительный завод имени М. И. Калинина» из Екатеринбурга, чья коммунальная техника известна под аббревиатурой ЗиК, в рамках форума продемонстрировал модифицированную вакуумную подметальную машину МК2000 с 2‑кубовым бункером. Она выпускается не первый год, но в этот раз ее показали, во-первых, в газовом исполнении, а во-вторых, с автоматизированной системой управления передними щетками. Раньше для их настройки водителю приходилось выходить наружу и заниматься регулировкой вручную. Теперь же он управляет данным процессом из кабины, со своего рабочего места, что гораздо удобнее. Для применения в нашем климате важно, что МК2000 вместо щеток может комплектоваться сменным оборудованием для расчистки снега, причем не только отвалом, но и шнековым уборщиком.

Газовая подметальная машина МК2000.

МАГИСТРАЛЬНАЯ ТЕМА

Седельные тягачи «Валдай 45» с дизельным двигателем в Нижнем Новгороде начали собирать во второй половине 2023 года, постепенно наращивая локализацию производства. А теперь российским перевозчикам показали «Валдай 45 LNG» — опытную модификацию упомянутого тягача в газовом исполнении. Ее оснастили работающим на метане импортным рядным 6‑цилиндровым двигателем рабочим объемом 14,8 л с впечатляющей максимальной мощностью 570 л. с. С ним агрегатирована роботизированная 12‑ступенчатая коробка передач. Метан хранится в двух расположенных по бокам рамы криобаках общей вместимостью 950 л. Причем в сжиженном виде, поэтому его запаса хватит на вполне приемлемый для междугородных перевозок пробег 1200 км. В перспективе «Валдай 45» получит отечественный дизель ЯМЗ-770. Следом в серию запустят и его газовую модификацию, которую также планируют ставить в моторный отсек этого тягача.

Магистральник «Валдай 45 CNG» на сжиженном метане.

Седельный тягач на топливных элементах от компании «АМТ».

Каждый ведущий мост тягача АМТ получил свой электромотор.

Минский автозавод уже не раз привозил в Россию двухосные магистральные седельные тягачи, работающие на сжатом и сжиженном метане. А в этот раз состоялась премьера уже трехосного, снабженного двумя 450‑литровыми композитными газовыми баллонами. Они размещены по обеим сторонам рамы в пределах колесной базы и прикрыты защитными кожухами. Для этого пришлось даже увеличить расстояние между второй и третьей осями. В результате всех доработок седельный тягач потяжелел: его снаряженная масса составляет 10,4 тонны. При этом допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство — 15,6 тонны, допустимая масса автопоезда — 52 тонны.

В конструкцию разработанного Минским автозаводом трехосного газового седельного тягача внедрен ряд свежих технических решений. Среди них — газовый двигатель увеличенной максимальной мощностью 420 л. с., прежде редко применяемая на МАЗах роботизированная 12‑ступенчатая коробка передач, а также спецкомплектация для перевозки опасных грузов, из-за чего, в частности, тягач оборудовали трансмиссионным тормозом — ретардером. Запас хода на запасенных в двух баках 900 л компримированного газа составляет порядка 450 км. Для самосвального автопоезда этого вполне достаточно, а вот для магистрального все же маловато. Но пробег на одной заправке может быть увеличен за счет размещения дополнительных баков за кабиной.

Существует ли еще какая-то газовая альтернатива сжатому или сжиженному метану? Да, она есть. Добытый метан можно превратить в водород, а тягач оборудовать системой топливных элементов, которая вырабатывает электричество за счет реакции между водородом и полученным из воздуха кислородом. Естественно, в данном случае вместо двигателя внутреннего сгорания такой тягач оборудован электродвигателем. Получается, что это элеткротрак, но без дорогущих аккумуляторных батарей. Точнее, они имеются, но в гораздо меньшем количестве. Вот такой седельный тягач на топливных элементах и продемонстрировала на форуме компания «АМТ». Он трехосный, и к каждому из двух задних ведущих мостов вместо кардана пристыкован электродвигатель номинальной мощностью 189 кВт и пиковой мощностью 265 кВт. Если суммировать мощность обоих электродвигателей и перевести ее значение в более привычные нам лошадиные силы, то получается, что в номинальном режиме это будет 514 л. с., а на максимуме — 720 л. с. Сдается, что с работой в составе обычного по полной массе автопоезда такой тягач справился бы и с одним электромотором.

Автономный седельный тягач АМТ.

Гидропневматическая подвеска внедорожника АМТ.

Топливный элемент номинальной мощностью 190 кВт у этого седельного тягача расположен под кабиной. А за ней возвышается здоровенный кожух с десятью 220‑литровыми баллонами для хранения водорода, которого хватает как минимум на 600 км. Суммарно весят эти баллоны немало, плюс электродвигатели и аккумуляторы — не удивительно, что снаряженная масса тягача вышла почти 11 тонн. В общем, благодаря выхлопу в виде воды, по экологичности подобный тягач на топливных элементах выигрывает даже у самого современного дизельного тягача, но по массе и дальности хода — однозначно проигрывает. Не говоря о том, что стоит дороже раза в три. Значит, если государство собирается продвигать в качестве топлива водород, ему придется очень крепко задуматься, как простимулировать перевозчиков на переход к его использованию.

Пятиосный внедорожник АМТ.

Платформа внедорожника АМТ вмещает стандартный контейнер.

ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА

«Ярославский моторный завод» привез на выставку два новых газовых двигателя. Первый — рядный 6‑цилиндровый ЯМЗ-537 CNG, разработанный на базе недавно запущенного в серийное производство дизеля ЯМЗ-537 объемом 7,7 л. В зависимости от модификации, его максимальная мощность — 230 или 310 л. с. В перспективе этим газовым двигателем можно оснащать грузовики МАЗ, «Урал» и «Валдай» тяжелого класса, а также широкую линейку отечественных автобусов.

ЯМЗ-537 CNG для грузовиков и автобусов.

Вторая ярославская новинка — двигатель ЯМЗ-770, объем шести цилиндров которого составляет 12,4 л. Этот двигатель только готовится к серийному производству. В нынешнем году предполагается выпустить пробную партию из нескольких десятков дизельных ЯМЗ-770, а позже в серию пойдет и газовая версия ЯМЗ-770 CNG, которую завод показал на своем стенде. Максимальная мощность — 450 л. с., а крутящий момент у этой версии составляет 1900 Нм, причем предельное значение по нему достигается на весьма низких оборотах: 1100–1500 мин-1. Ярославцы обещают, что пробег до капремонта составит не менее 800 000 км. Именно таким двигателем в дальнейшем собираются оснастить газовые модификации седельного тягача «Валдай 45» и тяжелых «Уралов».

Подготавливаемые к выпуску ЯМЗ-770 CNG и 14‑ступенчатая коробка передач ЯМЗ-2514.

Конвертированный из дизеля газовый двигатель Т15.

Впрочем, газифицировать грузовики и другую технику можно и за счет установки ярославских двигателей более ранней разработки. То есть конвертированными для работы на метане, выпускаемыми в Ярославле много-много лет V-образными дизелями с шестью, восемью и двенадцатью цилиндрами. Занимается такой конвертацией, и вполне успешно, компания «Технология 1604» из Екатеринбурга. На выставке под обозначением Т15 она продемонстрировала газовую версию V-образной восьмерки с турбонаддувом, распределенным впрыском метана и искровой системой зажигания, в зависимости от модификации, развивающей 420–480 л. с. Помимо этого двигателя, на том же стенде можно было увидеть оснащенный им трехосный «Урал» с бескапотной кабиной.

«Урал» с газовым двигателем Т15.

Новая модификация шасси БАЗ с бортовой платформой и КМУ.

Перспективный газовый туристический автобус КАМАЗ-52229.

Газовая версия городского автобуса МАЗ-303.


Константин Закурдаев