Для операторов международных грузоперевозок 2025 год стал непростым. Компании столкнулись с рядом вызовов: ужесточение проверок на границах, рост транспортных тарифов, снижение объемов грузопотока и падение маржинальности.
Ситуацию усугубляют геополитическая напряженность, общая инфляция, повышение налоговой нагрузки и переход на обязательные электронные накладные. Но и от следующего, 2026 года компании ожидают не меньше сложностей: игроки прогнозируют дальнейшую консолидацию рынка и удорожание логистических услуг. Итогами года и прогнозами на следующий с Retail.ru поделились представители YM Trans Group, «Юнитрейд», ModernWay и Delko.
YM Trans Group: «Тренд года – последовательное вытеснение “серого” импорта. В 2026 году ожидаем консолидацию рынка»

Иван Грошев, директор по развитию логистической компани YM Trans Group:
«В 2025 году у большинства экспедиторских и транспортных компаний существенно сократились объемы перевозок, что напрямую повлияло на их маржинальность. Многие участники рынка, особенно те, кто несет значительную лизинговую нагрузку, оказались на грани закрытия и возвращают технику лизинговым компаниям.
Ключевым трендом года стало последовательное вытеснение “серого” импорта. Это должно положительно повлиять на работу добросовестных компаний за счет постепенного выравнивания условий для всех участников рынка и снижения конкурентного преимущества от использования “серых” схем.
Наиболее заметный спрос наблюдался на прямые автоперевозки из Китая в Россию. Это, фактически, единственный сегмент, где тарифы в высокий сезон выросли. Остальные виды грузоперевозок – морские, прямые железнодорожные сервисы и автомобильные с перегрузом “из машины в машину” – показали заметное снижение тарифов по сравнению с прошлым годом. Это напрямую связано с падением спроса.
В 2026 году, скорее всего, с рынка уйдут многие небольшие компании, которые не выдержат растущей нагрузки. Их клиенты перейдут к более благонадежным и устойчивым перевозчикам».
«Юнитрейд»: «Маржинальность грузоперевозок в 2025 году снизилась. К весне 2026-го можем увидеть резкий скачок тарифов по всем видам транспорта»

Кирилл Лахин, руководитель отдела логистики АО «Юнитрейд»:
«Если сравнивать 2024 и 2025 годы, общий вывод такой: по физическим объемам рынок удалось удержать, однако экономически год оказался значительно сложнее. На примере нашей компании – несмотря на то что количество заявок на перевозку грузов осталось на прошлогоднем уровне, общий тоннаж и кубатура перевезенных грузов увеличились на 8–12%.
Наиболее стабильным сегментом в 2025 году оставались авиаперевозки. Этот сервис меньше других зависит от ограничений на границах и полностью работает в “белой” зоне, что снижает риски задержек и нестабильности. При этом колебание ставок на перевозку на протяжении всего года было незначительным.
Номенклатура импортных грузов из Китая почти не изменилась: это по-прежнему электроника, фурнитура, запчасти, промышленное оборудование, комплектующие и одежда.
Что касается тарифов – если раньше можно было говорить об их относительной стабильности на протяжении квартала, то теперь по автомобильному и железнодорожному сервисам тарифы пересматриваются ежемесячно, а иногда и чаще. В периоды резких колебаний спроса или усложнения ситуации на границе их рост мог составить от 15 до 30%, в более спокойные летние месяцы они оставались на прежних уровнях или увеличивались на 5–10%.
Одним из наиболее напряженных месяцев стал октябрь, когда образовались огромные заторы на границе с Казахстаном в связи с планировавшимся повышением утильсбора на автомобили, из-за которых сильно пострадали и автоперевозчики, и железнодорожный сервис. Сокращение приема поездов на отдельных станциях привело к задержкам от нескольких суток до недели и более. Для части грузов транзитное время доставки из Китая выросло с привычных 18–22 до 25–30 дней.
Высокий сезон в 2025 году оказался мягче, чем в 2024 году: мы не увидели всплеска заявок и традиционного для этого периода ажиотажа по слотам. Импортеры стали планировать закупки более осторожно.
Этому способствовала общая макроэкономическая неопределенность, а также рост стоимости заемных средств и инфляции, что привело к удорожанию обслуживания транспорта и инфраструктуры. Дополнительное давление оказали новые требования Китая к экспорту товаров, вступившие в силу 1 октября, пробки и тщательный досмотр грузов на погранпереходах и санкционные ограничения. Все это сделало каждую перевозку более сложной, а значит, и более затратной по времени и ресурсам. В итоге при сохранении физических объемов маржинальность грузоперевозок снизилась.
Что касается прогнозов на 2026 год, то в первом квартале ожидаем стабилизации тарифов за счет уменьшения спроса. Скорее всего, они зафиксируются на уровне текущих или скорректируются в сторону дисконта в пределах 5–10%.
Однако целый ряд факторов говорит о том, что к весне мы можем увидеть резкий скачок тарифов по всем видам транспорта.
Геополитическая нестабильность, высокая среднегодовая инфляция, резкий рост цен на топливо во второй половине 2025 года, традиционное повышение тарифов портов и железнодорожных терминалов в конце года, а также планируемое повышение тарифов РЖД и увеличение НДС с 20 до 22% – все это не оставляет сомнений в высокой вероятности такого прогноза».
ModernWay: «В этом году объемы импортных поставок из Китая снизились на 15–20%. Растущий сегмент рынка – каботаж»

Николай Ольшанский, генеральный директор оператора железнодорожных контейнерных поездов ModernWay:
«Рынок контейнерных перевозок на направлении Китай – Россия – Китай, на котором наша компания в основном работает, в 2025 году переживает спад. В первую очередь это касается импорта из Китая в контейнерах как через сухопутные погранпереходы, так и через порты Дальнего Востока. По нашим оценкам, падение объема импортных поставок составило около 15–20%. Это обусловлено макроэкономическими факторами: высокой ключевой ставкой и общим спадом деловой активности.
В первой половине 2025 года ставки фрахта через порты Дальнего Востока демонстрировали существенный спад из-за низкого спроса, который сменился резким ростом в третьем квартале на фоне ухода с рынка компаний CStar Line и STF Shipping. Вместе с тем, увеличение ставок не продлилось долго – уже в ноябре цены снова снизились, хотя и не достигли минимума первой половины года.
Не добавляет грузовой базы на контейнерные маршруты по железной дороге и повышение тарифа РЖД на 10% с 1 декабря. На этом фоне позитивную динамику демонстрирует каботаж, особенно в портах Балтики, оставаясь одним из немногих растущих сегментов логистического рынка.
Аналогичные тенденции во многом можно отметить и на рынке перевозок из Китая в РФ через сухопутные погранпереходы. Единственным фактором, вызвавшим рост ставок, являются очереди на границе Китая и Казахстана, которые сформировались из-за борьбы с “серым” импортом. В настоящее время отмечается умеренный рост тарифов, связанный с указанными ранее факторами».
Delko: «Выросло число банкротств и возвратов техники лизинговым компаниям. В 2026 году тарифы на грузоперевозки могут увеличиться до 20%»

Санджар Ашуралиев, генеральный директор транспортной компании Delko:
«В 2025 году автомобильная логистика работала в условиях снижения объемов перевозок и роста издержек. Существенно подорожало содержание автопарка: выросли расходы на оплату лизинга, запчастей и топлива, зарплаты водителей. Из-за регулярных сбоев в системе “Платон” перевозчики несли дополнительные издержки в виде необоснованных штрафов.
Рост затрат и снижение маржинальности привели к увеличению числа банкротств и массовым возвратам техники лизинговым компаниям. Сроки расчетов и объем просроченной дебиторской задолженности выросли, что усугубило дефицит оборотных средств. В результате многие транспортные компании работали буквально в режиме выживания, многие – ушли с рынка.
В 2026 году на рынок существенно повлияет изменение налоговой нагрузки: НДС планируется повысить до 22%, будут отменены льготы по страховым взносам для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также снижен лимит доходов по УСН для освобождения от НДС. Цифровизация и внедрение обязательных электронных транспортных накладных (ЭТрН) потребует дополнительных инвестиций в IT-инфраструктуру. Для небольших перевозчиков такой рост расходов может стать критичным, часть из них уйдут с рынка или будут вынуждены присоединиться к крупным игрокам, что ускорит консолидацию рынка.
Тарифы в 2025 году определялись дисбалансом спроса и предложения: они не могли расти пропорционально затратам, поскольку на рынке сохранялся избыток перевозчиков. По сути, тарифы не покрывали реальную себестоимость перевозок.
Динамика тарифов в 2026 году будет зависеть от ситуации в производственном секторе и, соответственно, грузовой базы: рост объемов приведет к повышению ставок, снижение – к их коррекции в обратную сторону. Важными факторами станут цифровизация и “обеление” отрасли, которые будут способствовать выравниванию условий работы для всех участников рынка и сократят возможности для демпинга.
По прогнозам, увеличение тарифов может составить до 20%, но это все равно не компенсирует растущих расходов перевозчиков».
фото спикеров: YM Trans Group, «Юнитрейд», ModernWay, Delko / https://www.retail.ru/
