Помимо этого, на сбои в доставке влияет множество причин: ситуация с коронавирусом, миграционные потоки, увеличение цен на нефть и запчасти, нехватка чипов. Долгая доставка товара негативно сказывается на любом бизнесе. И компаниям уже сейчас стоит пересмотреть процессы, связанные с организацией логистических цепочек. Директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко рассказала «ЭГ», как можно избежать сбоев в доставке и снизить расходы на грузоперевозки.
Способ 1. Уход от длительных контрактов
По мнению Татьяны Солдатенко, компаниям пора уходить от годовых и более длительных контрактов с перевозчиками.
«Нужно переходить на более короткие циклы и проводить тендерные закупки транспортных услуг 2–3 раза в год. Этот гибкий подход позволит правильно реагировать на конъюнктуру рынка и учитывать сезонные колебания цен», – считает она.
Причем, добавляет эксперт, нужно уходить и от жестких контрактных цен. Они должны быть привязаны к рыночным показателям.
Способ 2. Использование спотовых закупок
Рынок грузоперевозок зависит от многих факторов – сезона, погоды, локдаунов, праздников. В «горячий» период часто транспорта не хватает, исполнители не справляются с нагрузкой и завышают стоимость своих услуг.
«В этом случае помогут спотовые закупки рейсов по гибким ценам. Это можно сделать на цифровых площадках среди сформированного пула доверенных перевозчиков. В день можно проводить десятки и даже сотни тендеров. Это помогает сгладить дисбаланс за счет работы с разными перевозчиками, а конкуренция дает возможность сэкономить», – поясняет Т. Солдатенко.
Способ 3. Сотрудничество с небольшими транспортными компаниями
Около 80% рынка сейчас составляют мелкие и средние транспортные компании. И чтобы держать цены под контролем, стоит вывести сотрудничество с ними на первый план.
«Зависеть только от одного партнера, даже если он крупный и надежный, рискованно для бизнеса в настоящих реалиях. Ведь этот самый крупный партнер-перевозчик тоже сталкивается с нехваткой ресурсов. А вот работа с разными мелкими перевозчиками поможет решить проблему», – полагает эксперт.
Способ 4. Увеличение запасов
Если в последние годы компании учились разгружать склады за счет оптимизации и точной «настройки» логистических процессов, то сегодня, по мнению Татьяны Солдатенко, нужно уходить от этого.
«Транспортные коллапсы случаются все чаще, и, увеличивая запасы, можно обезопасить свой бизнес. Уже наблюдается увеличение спроса на складские площади, которые позволяют меньше зависеть от перебоев с поставками», – подчеркивает она.
Способ 5. Автоматизация логистики
Автоматизация всех этапов движения товаров позволяет сократить логистические подразделения примерно в 3 раза и снизить издержки на 50%.
«Прежде всего это касается рутинных операций, таких как подготовка документов и мониторинг хода перевозки», – уточняет Т. Солдатенко.
Автоматизация этих процессов позволят предупредить недобросовестные действия сотрудников, например, закупку по завышенной цене ради личной выгоды, добавляет она.
А сервисы проверки контрагентов помогут в режиме реального времени обмениваться отзывами, анализировать рейтинги, проверять надежность, сформировав свой круг доверенных партнеров. Все это снижает риск столкнуться с недобросовестным исполнителем.
Способ 6. Повышение комфорта для водителей в местах разгрузки и выгрузки
Эксперт призывает не усугублять самим проблемы перевозчиков: важно создавать комфортные условия для водителей на своей территории и максимально оптимизировать процессы отгрузки и приема товаров.
«Часто случается, что водители сутками ждут своей очереди на отгрузку на совсем не приспособленных для длительного нахождения территориях. А эти простои оборачиваются для заказчиков нарушениями сроков поставок и завышенными ценами», – констатирует эксперт.
Кроме того, простои снижают количество свободного транспорта на рынке. А значит, конкуренция становится меньше, а цены выше, резюмирует Татьяна Солдатенко.
Автор: Светлана Савко
Источник: neg.by