В 2023 году о развитии логистики говорили на всех крупных деловых мероприятиях. Усиление экономического сотрудничества с разными странами мира обсуждали на каждой встрече, проходящей на высшем уровне. В этом году Казахстан действительно стал играть ключевую роль в евразийской экономике. И в первую очередь, благодаря своему логистическому потенциалу.
Без участия Казахстана сегодня Евросоюз не сможет торговать с Китаем — основной сухопутный путь между Европой и Азией проходит по территории РК. Возросла роль Казахстана как экономического и логистического партнера для России, ограниченной санкциями Запада. В сотрудничестве с республиками Центральной Азии заинтересованы страны Южной и Юго-Восточной Азии — Индия, Пакистан, Вьетнам.
Принятая в 2023 году «Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года» предусматривает рост объема транзита до 35 млн тонн. В 2023 году он уже должен достичь 27,7 млн тонн.
Китайское направление как зона для роста
Интерес к Казахстану высокий, но к концу 2023 года стало понятно, что существующая инфраструктура перестает справляться: логистические мощности загружены на 100%. Поэтому 2024 год должен стать годом глобальной стройки: в стране уже ведется возведение и реконструкция дорог, портов, погранпереходов, аэропортов. Расширяется пропускная способность основных автотрасс: к 2030 году по Транскаспийскому международному транспортному коридору можно будет перевозить ежегодно до 20 млн тонн грузов — это в 10 раз больше, чем сейчас.
Одним из наиболее перспективных и одновременно проблемных направлений для грузоперевозок является Китай. По данным главы управления минтранса РК Сатжана Узбекова, в 2023 году Казахстан исчерпает свои пропускные способности в направлении КНР. По итогам года объем перевозок увеличится до 27,6 млн тонн, а это максимальная мощность инфраструктуры Казахстана. Уже ведется строительство дополнительных железнодорожных путей. Обсуждаются альтернативные способы доставки — развитие речных перевозок по реке Иртыш, которые к 2030 году могут составить 1,5-2 млн тонн в год. В Жетысуской области Казахстана реализуют проект «Хоргосского узла». Это кластер приграничных объектов, которые помогут увеличить объемы грузоперевозок между Китаем и РК за счет ускорения процедур и более удобной организации транспортировки.
На международном форуме сотрудничества «Один пояс, один путь» в Пекине президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил Китаю создать партнерскую сеть крупных портов, логистических центров и почтовых хабов, а также совместно производить транспортные суда и контейнеры.
Евразийская сеть
Казахстан в силу удачного географического расположения становится крупным международным логистическим хабом. Это колоссальные возможности для развития страны, но и большая ответственность перед международным сообществом. И страна делает все возможное, чтобы укрепить свой статус и стать по-настоящему связующим звеном между европейскими государствами.
Так, в 2023 году состоялся первый транспортный форум стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Участники организации договорились о строительстве двух новых транспортных коридоров, один из них пройдет по территории Казахстана («Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан»).
Ранее ведущие логистические компании Казахстана, России и Туркменистана подписали меморандум о создании единого логистического оператора на восточном маршруте международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». Планируется сформировать конкурентные тарифы и «бесшовный» процесс перевозки грузов между странами.
Запущены пилотные грузоперевозки из Казахстана в Пакистан. Для РК важно не только осваивать новые рынки сбыта, но и получить выход к морским торговым путям для отправки своих товаров в третьи страны. В апреле 2023 года Казахстан уже открыл в пакистанском городе Лахор «Дом Казахстана», теперь планирует запустить торговый дом в Исламабаде.
Цифровизация
Однако развитие физической инфраструктуры — недостаточно для эффективной логистики. Основная проблема отрасли — не только в Казахстане, но и во многих других государствах Евразии — заключается в низком проникновении цифровизации.
Так, в конце ноября представители Всемирного банка дали свою оценку развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Как говорят аналитики организации, основная проблема коридора — это не узкие места в инфраструктуре, хотя они тоже являются ощутимым ограничением. Страны, через которые пролегает ТМТМ, используют не интегрированные между собой информационные системы. Поэтому невозможно отслеживать движение грузов в режиме реального времени и передавать по цепочке информацию о перевозках. Задача номер один сегодня — это цифровизация операций и упрощения таможенных процедур на всем протяжении ТМТМ.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны: главы государств Центральной Азии подписали соглашение об укреплении взаимосвязанности наземного транспорта. В документе говорится, в том числе, о важности внедрении инновационных транспортно-логистических услуг, в том числе цифровизации процесса перевозок наземным транспортом.
Хорошим опытом для дальнейшего масштабирования может стать пилотный проект электронной очереди на автомобильном пункте пропуска «Бидаик» в Северо-Казахстанской области. Электронный сервис CarGoRuqsat позволяет перевозчикам забронировать очередь для пересечения границы между Казахстаном и РФ. CarGoRuqsat интегрирован с 13 государственными информационными системами. Водители с полным комплектом документов могут пересечь границу за 10-15 минут.
Еще один важный для внедрения инноваций фактор: запланировано 100% покрытие республиканских автодорог мобильной связью по стандарту не ниже 3G, что повысит эффективность мобильных приложений для водителей и других логистических сервисов.
Онлайн-торговля стимулирует внутренние перевозки
Стремительный рост e-commerce служит основным драйвером внутренних перевозок по Казахстану. Объем онлайн-продаж в первом полугодии 2023 составил почти 900 млрд тенге, что на 79% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Количество транзакций увеличилось на 87% и составило 36 млн.
Движущей силой e-commerce выступают маркетплейсы — как национальные, так и международные. Например, казахстанский маркетплейс Kaspi.kz в 3 квартале 2023 года увеличил выручку на 46% до 508 млрд тенге.
Заметно активизировались российские Ozon и Wildberries. Так, в Алматинской области в июле 2023 г. начали строить логистический комплекс Ozon площадью 42 тыс м2 и стоимостью 15 млрд тенге. Компания работает в Казахстане с 2021 года, у нее есть два логистических центра в Алматы и Астане. Ozon заявляла о планах до конца 2023 года увеличить количество пунктов выдачи заказов до 1000.
Маркетплейс Wildberries построит логистический центр в Алматы, вложив около $100 млн. Его запуск позволит казахстанским производителям получить доступ ко всем регионам присутствия Wildberries. У компании уже есть один логистический центр в Астане, площадь которого составляет 10 тыс м2. В сентябре Wildberries открыл сортировочный центр на Западе Казахстана. Еще 4 площадки уже работают в Алматы, Астане и Шымкенте.
По данным ATI.SU, растет и спрос на доставку грузов по Казахстану. В третьем квартале 2023 года он вырос на 59% в годовом выражении и на 9% по сравнению со вторым кварталом текущего года. Цены на внутренних направлениях увеличились на 10% в годовом выражении.
С ростом объема перевозок, увеличивается и потребность в оптимизации логистических процессов — как у компаний-грузовладельцев, так и перевозчиков. Поэтому растет количество пользователей онлайн-платформ для организации перевозок и сопутствующих сервисов — мобильных приложений для водителей, площадок для организации конкурсов среди доверенных перевозчиков и др.
Стремительное развитие логистики в Казахстане неизбежно приводит к необходимости внедрения единых стандартов транспортных и складских услуг — как на международных, так и на внутренних направлениях. В этом и заключается роль технологий в сфере логистики — создать единое информационное поле для быстрой и прозрачной доставки грузов на протяжении всей логистической цепочки.
Автор: Шарип Алниязов
Источник: turanpress.kz