Какие параметры подразумевает под собой индекс эффективности логистики и за счет чего их можно улучшить?
Индекс эффективности логистики определяется по комплексу параметров: эффективность работы таможни, качество инфраструктуры, простота организации отправлений, качество и скорость логистических услуг, отслеживание отправлений и их своевременная доставка и т.д.
Сегодня абсолютное большинство этих показателей можно улучшить исключительно за счет автоматизации и роботизации логистических процессов. И активную трансформацию именно в эту сторону мы наблюдаем в сфере грузоперевозок последние несколько лет. Абсолютная цифровизация и роботизация – это общемировая тенденция. И если евразийская логистика здесь относительно в начале своего пути, то Беларусь, как мы видим из рейтинга Всемирного банка, если не задает темп, то взяла очень стремительный курс на внедрение современных онлайн-решений.
Если говорить о перспективах повышении эффективности, то речь идет о дальнейшем развитии онлайн-решений в логистике. Во-первых, это важный момент, влияющий на оптимизацию расходов. Более конкурентными и устойчивыми к внешним кризисам всегда будут те компании, которые максимально внедрят инструменты автоматизации и цифровизации. Во-вторых, сейчас все компании находятся в условиях постоянного поиска новых партнеров. Работать по старинке уже не получится ни у кого, потому что события последних трех лет спровоцировали активную перестройку логистических цепочек и схем поставок. Бизнес вынужден искать новые рынки сбыта, новые маршруты, новых партнеров.
Если в предыдущие годы акцент был на освоение новых маршрутов и рынков, то к концу 2023-го многие всерьез озаботились оптимизацией, которая продолжится и в следующем году. Внедрение онлайн-решений и цифровых инструментов повышает эффективность работы логистов и увеличивает прозрачность процессов. Это позволяет сэкономить ресурсы и избежать последствий человеческого фактора без снижения качества выполнения любых логистических задач.
Какие конкретно решения будут актуальны в логистическом бизнесе в 2024? Можно ли выделить тренды?
В 2024 году в первую очередь будут автоматизироваться те процессы, где экономия рабочего времени встает наиболее остро. Замена дальнобойщиков на роботов – это долгосрочная перспектива, которая тем не менее уже тестируется: в этом году первые беспилотные грузовики уже запущены. Однако внедрить все, что экономит время как водителей, так и других участников логистического процесса, вполне можно уже сейчас. Это те технологии, которые направлены на автоматизацию однообразных рутинных процессов и сведению к минимуму доли ручного труда.
Трендовыми среди них можно назвать электронный документооборот. Речь о замене бумажных транспортных накладных, путевых листов и др. электронными. Применение электронной международной транспортной накладной e-CMR станет обязательным во всех странах ЕАЭС к 2030 году. Беларусь и Россия уже провели тестирование e-CMR при перевозках на территории Союзного государства.
Думаю, трендом станет взаимная интеграция разных онлайн-решений. То есть создание систем, в которых данные без сбоев будут переноситься и использоваться между разными сервисами и площадками автоматически. Сейчас это часто происходит вручную, что отнимает не только много времени, но и влечет риск ошибок, ведь человеческий фактор никто не отменял. У пользователей Биржи ATI.SU сегодня есть возможность автоматически переносить данные из своих внутренних учетных программ на биржу и в свою очередь загружать себе данные по перевозкам. Мы продолжаем работу в этом направлении. В наших планах на 2024 год создать свою TMS – систему для внутреннего учета транспортной компанией своих перевозок и взаимоотношений с контрагентами.
Все больше экспедиторов будут становиться «цифровыми», но не за счет создания собственных площадок, что очень дорого, а благодаря использованию облачных сервисов, которые обеспечат ту же функциональность. Это приведет к тому, что все больше сделок будут совершаться без участия логиста, грузоотправителя или экспедитора. Перевозчики будут самостоятельно бронировать грузы на площадках, а документы – создаваться автоматически и подписываться в электронном виде. Уже сейчас существуют площадки, которые способны заменить все существующие сегодня программы учета в логистике, и Биржи грузоперевозок ATI.SU одна из них.
Будут развиваться системы точного прогнозирования стоимости перевозки. Это инструменты, которые позволяют определять оптимальную стоимость услуг, как для перевозчиков, так и для грузовладельцев. На бирже ATI.SU сервис «Средние ставки» – один из самых востребованных. Еще один популярный аналитический инструмент показывает, как меняются средние ставки на грузоперевозки в России в сравнении с предыдущими неделями. Мы планируем, что в ближайшие 5 лет оба сервиса станут доступными и для Беларуси. Сейчас загвоздка в том, что необходимо накопить достаточную для аналитики массу данных по грузоперевозкам на территории нашей страны.
В тренде искусственный интеллект. Новые решения, основанные на внедрении ИИ получают широкое распространение уже сейчас. Например, это такие сервисы, которые могут автоматически или полуавтоматически принимать участие в спотовых торгах по перевозкам грузов, находить/назначать перевозчика на выигранную перевозку. Автоматические решения появятся и для подбора и бронирования грузов для перевозки с целью составления выгодных кругорейсов для перевозчиков. Активно используются возможности ИИ в сфере защиты от мошенников – в системах автоматической проверки контрагентов, что позволяет сделать этот процесс быстрее и надежнее. Такой самообучающийся алгоритм внедрен и у нас.
Кроме того, продолжится автоматизация складской логистики. Имею ввиду в том числе развитие сервисов, которые позволят оптимизировать организацию очередей на складах и сократить время на погрузку/разгрузку.
Какие факторы способствуют цифровой трансформации логистической отрасли в Беларуси, а какие, наоборот, тормозят ее?
Один из основных факторов, который влияет на активную интеграцию технологичных цифровых решений в сферу логистики, – это географическое расположение в центре Европы. Близость и взаимодействие с рынками логистики, где процессы автоматизации и цифровизации развиты на более высоком уровне, оказывает свое влияние. Тем более, что до событий последних лет грузоперевозки с западными странами составляли существенный объем для белорусов.
Соответственно наша логистическая отрасль, в какой-то мере, подстраивалась под процессы и условия европейского рынка.
Еще один из немаловажных факторов – хорошо развитая IT-сфера. В стране хватает квалифицированных кадров, которые способны создавать и внедрять инновационные решения. Это преимущество дает нам возможность быть независимыми от западных технологий.
Если говорить о сдерживающих факторах, то я бы выделила два. Первый – отсутствие серьезных инвестиций для того, чтобы развивать внутригосударственную цифровизацию. Поэтому процессы идут медленно. Темп увеличится, как только будет протестирован и запущен межгосударственный электронный документооборот.
Второй – консервативность самих компаний. Внедрение новых решений влечет за собой некоторую перестройку бизнес-процессов, а для того, чтобы освоить новые методы работы, необходимо активное включение персонала. Внутреннее сопротивление в компаниях играет большую роль. К тому же автоматизация любого процесса, подразумевает в том числе и снижение издержек за счет уменьшения штата сотрудников. Использование современных онлайн-сервисов позволяет сделать это безболезненно для эффективности бизнеса.
Источник: prodelo.by