По оценкам McKinsey доход экосистем в глобальном масштабе может достигнуть $60 трлн к 2025 году — это больше, чем ВВП двух крупнейших экономик мира — США и Китая — вместе взятых. Экосистемы будут генерировать 30% корпоративной выручки.
Основываясь на глобальных прогнозах, можно ожидать, что в ближайшие годы количество и масштаб B2B-экосистем на рынке Узбекистана будут расти, и их вклад в экономику страны станет более заметен.
B2B-экосистемы начинают становяться трендом для Узбекистана
Тренд на b2b-экосистемы продлится в течение ближайших нескольких лет. Хорошо потребность в экосистемах прослеживается в IT. Так, например, компаниям для запуска, развития и масштабирования бизнеса необходимы облачные сервисы. Они арендуют у провайдеров вычислительные мощности, а затем пользуются его инструментами для разработки IT-продуктов.
Также в фокусе логистика: экономика требует реформ в сфере перевозок, и они идут. В качестве экосистемы, решающей задачи текущего этапа, в 2022 году на рынок Узбекистана зашла «Биржа перевозок грузов ATI.SU». По итогам 1,5 лет работы результаты хорошие, но изнутри мы видим, что игроки рынка все еще находятся в процессе принятия логистических экосистем. Однако прогнозы самые позитивные: в 2023 году количество пользователей Биржи увеличилось в 3 раза, а количество заявок на перевозку — в 2,3 раза.
В Узбекистане мессенджер вместо экосистемы
Логистические экосистемы, которые позволяют быстро и безопасно организовать доставку грузов внутри страны и за рубеж, актуальны для всех стран Центральной Азии. В регионе наши представительства работают в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане, и на всех рынках в 2023 году мы зафиксировали рост количества пользователей в 3-4 раза.
В Узбекистане есть свои особенности: рынок грузоперевозок, с одной стороны, стремительно растет, с другой — продолжает оставаться довольно консервативным. Узбекистанские грузовладельцы и перевозчики взаимодействуют преимущественно в мессенджерах. Однако в профильных чатах нужно отслеживать поток информации от ноунейм-пользователей, а потом вести коммуникацию напрямую с заказчиком или исполнителем «по старинке».
Между тем экосистема позволяет организовать этот процесс принципиально по-другому. Ее «ядром» является платформа грузоперевозок, где зарегистрированные пользователи могут размещать грузы. Каждый участник сервиса — грузовладелец или перевозчик — имеет рейтинг, основанный на реальных отзывах. Риски столкнуться с недобросовестными партнерами при такой организации процесса существенно ниже.
Кроме основного сервиса в экосистеме есть много дополнительных возможностей. Например, мобильное приложение для водителей для отслеживания груза и коммуникаций, автоматизация документооборота (включая национальную отчетность), сервис для проведения тендеров среди доверенных перевозчиков.
Искусственный интеллект в экосистемах
ИИ открывает новые возможности в области развития экосистем. Например, как добавить в функционал возможность проверки партнера? Невозможно посадить штат людей, которые будут собирать информацию и оценивать каждого пользователя. На данный момент на Бирже работают 407 520 участников, каждый день регистрируются новые.
Между тем алгоритмы способны эффективно оценить благонадежность потенциального партнера. Речь идет не только о стандартной процедуре проверки на специализированных сайтах, но и анализ поведения пользователя. Например, в экосистеме «Биржи грузоперевозок ATI.SU» искусственный интеллект оценивает сценарии поведения участника в предыдущие периоды и выявляет странности, не соответствующие статусу надежного партнера. Это может выражаться в резкой смене ритма активности, выставлении завышенных или заниженных цен и других признаках возможного мошенничества или попыток оказать услугу низкого качества по высокой цене.
Также математические модели и алгоритмы ИИ в рамках экосистемы могут формировать аналитику рынка. Например, в логистике благодаря таким технологиям можно рассчитать средние ставки на перевозку грузов по конкретному маршруту — и такой сервис скоро появится и в Узбекистане.
Источник: kapital.uz