← Автосервис, запчасти, шины

Зимний старт

Зимний старт
Основное назначение аккумуляторной батареи на автомобиле - обеспечивать пуск двигателя. Поэтому ее называют стартерной, а при расчете потребной емкости, величины стартерного тока и других параметров принимают во внимание, какому двигателю должна давать старт аккумуляторная батарея. Но расчеты расчетами, а в жизни автомобилистов нет-нет да и возникают ситуации, когда аккумуляторная батарея не в состоянии эффективно "крутануть" двигатель. О причинах недостаточной "дееспособности" аккумуляторных батарей мы попросили рассказать заведующего аккумуляторной лабораторией ФГУП НИИАЭ Николая Курзукова.
На современных автомобилях установлены два источника электрической энергии - генератор и аккумуляторная батарея (АКБ). В сеть электрооборудования они включены параллельно, что позволяет отдавать энергию потребителям поочередно или одновременно. Генератор делает это равномерно и лишь при работающем двигателе, в то время как АКБ то разряжается, то заряжается от генератора. Если степень заряженности АКБ постоянно поддерживается в пределах от 70 до 90%, она способна исправно работать долгие годы!
При понижении температуры окружающего воздуха возрастает внутреннее сопротивление АКБ. В результате чего менее интенсивно идет подзарядка от генератора. Но мало этого, слишком часто зимой помощь нужна самому генератору. Фары горят более продолжительное время (день-то короткий), работает печка, обогреватель заднего стекла и другие потребители. Скорость движения на скользкой дороге меньше. Это тоже негативно сказывается на энергетическом балансе, и аккумуляторная батарея не только не получает подпитки от генератора, но и сама активно включается в снабжение потребителей электрической энергии.
Зарядный режим становится еще хуже, если ремень привода генератора проскальзывает на рабочей поверхности шкива, если изношены щетки, забит грязью либо сильно изношен коллектор генератора, если крепления наконечников проводов не отличаются надежностью. Таких "если" можно назвать много. А чтобы они не стали причиной проблем с холодным пуском после ночной стоянки, целесообразно регулярно проверять и приводить в норму техническое состояние всех приборов электрооборудования, не забывая о контроле заряженности аккумуляторной батареи (по плотности электролита, напряжению на полюсных выводах, разряду на стенде в стартерном режиме или при помощи нагрузочной вилки).
Контроль заряженности упрощается, если батарея имеет специальный индикатор, по цвету которого можно делать выводы. Зеленый цвет свидетельствует, что АКБ можно эксплуатировать. Черный - сигнализирует о необходимости зарядки при помощи внешнего устройства. Ну а когда глазок индикатора белеет, батарею надо срочно снимать и доводить до нормы уровень электролита (доливать дистиллированную воду). Эксплуатация АКБ при белом цвете индикатора опасна: смесь газов (кислорода и водорода) под крышками банок при случайной искре может взорваться.
Несколько слов об информативности зеленого сигнала индикатора. К сожалению, он не дает количественной оценки степени заряженности, как ареометр. Однако известно, что заряженность при этом цвете индикатора бывает от 100 до 63%. Для зимы пусковые системы автомобилей рассчитаны на заряженность аккумулятора не менее 75%. Из сопоставления приведенных цифр можно сделать неутешительный вывод: зеленый глазок не позволяет объективно оценить заряженность батареи. В тех случаях, когда фактическая заряженность меньше 75% (глазок продолжает оставаться зеленым), неизбежно существенное снижение срока службы батареи.
К слову, ареометр для определения плотности электролита в каждой из шести банок можно использовать лишь в том случае, когда в верхней крышке аккумуляторной батареи имеются пробки. Периодически выворачивая эти пробки, целесообразно проверить не только плотность электролита, но и его уровень. Для сохранности и надежного функционирования АКБ и тот и другой параметры имеют решающее значение.
В так называемых необслуживаемых батареях пробок может не быть. Вместо них изготовители наносят на корпус надпись, которая информирует владельцев автомобилей, что они собираются купить или уже купили "необслуживаемую" батарею. На самом деле это не так.
Надежность АКБ определяется не надписью на ней, а режимом работы автомобиля, техническим состоянием всех приборов электрооборудования. Ни одна стартерная батарея не защищена от глубоких разрядов, от возможного перезаряда и выкипания электролита, от того, что при неработающем двигателе включены габаритные огни, радио, не говоря о более мощных потребителях электроэнергии, которую они получают исключительно от аккумуляторной батареи. Одного радио бывает достаточно, чтобы за несколько часов разрядить батарею до предельного состояния. Возьмем, к примеру, АКБ емкостью 55 ампер-часов.
Среди автомобилистов распространено мнение, что эта цифра означает возможность получать от батареи по одному амперу в течение 55 часов или 55 ампер на протяжении целого часа. Увы, это не так. На самом деле емкость - это количество электричества, которое батарея может отдать при разряде до напряжения 10,5 вольт (предельно допустимая величина). Чтобы определить, какой при этом ток и за сколько времени батарея способна перейти из состояния 100-процентной заряженности в предельно допустимое состояние, надо численную величину емкости разделить на 20. Результат в нашем случае получим следующий: 2,75 ампера. Это в свою очередь означает, что разряжать такую батарею током 2,75 ампера теоретически можно в течение 20 часов. Фактическое и теоретическое время совпадут, если батарея, которую мы возьмемся разряжать, исправна и полностью заряжена.
Найдите паспорт радио, магнитолы, установленной в автомобиле, и посмотрите, какой ток потребляет это устройство, а потом рассчитайте, как долго можно слушать музыку где-нибудь на опушке зимнего леса или у загородного домика. Думаю, полученный результат станет для многих автомобилистов неприятной неожиданностью. В общем, если поблизости нет стационарной электрической сети и зарядного устройства, лучше приберечь силы аккумуляторной батареи для пуска остывшего двигателя перед обратной дорогой.
Но вернемся к "необслуживаемой" батарее. В кавычки это слово взято потому, что называть так АКБ в лучшем случае безграмотно. Разве не нужно периодически очищать батарею от пыли и грязи и смазывать полюсные выводы, проверять надежность крепления и степень заряженности, а если необходимо, доводить до нормы? Как прикажете называть перечисленные операции, если не обслуживанием?
Автомобилистам, которые абсолютно верят рекламным утверждениям об "абсолютной необслуживаемости" аккумуляторных батарей, рано или поздно придется признать, что, перестав следить за этим источником энергии, они сами довели его до состояния, когда он, вернее она (аккумуляторная батарея), перестала обслуживать потребителей энергии на автомобиле.
Между прочим, надо иметь в виду, что при возникновении подобных проблем едва ли удастся воспользоваться двух- или трехлетней гарантией, которую обещают необыкновенно "щедрые" изготовители. Дело в том, что гарантийный талон дает право на замену аккумуляторной батареи в случае обнаружения производственного дефекта, но никак не эксплуатационного. Различить их нетрудно. Даже неспециалист способен, понять по какой причине, например, одна из пластин аккумуляторной батареи оказалась не защищенной сепаратором, в результате чего произошло замыкание с соседней пластиной. Кстати, подобный и другие производственные дефекты проявляют себя в первые несколько месяцев эксплуатации. Три и даже два года с такими "минами" аккумуляторы "не живут".
В заключение хотелось бы предостеречь автомобилистов от совершения распространенной ошибки при "прикуривании": при попытках пустить двигатель от аккумуляторной батареи, установленной на другом автомобиле, участники операции часто не останавливают двигатель-донор.
Опасность заключается в том, что напряжение на полюсах исправной аккумуляторной батареи в момент стартерного разряда резко падает. При работающем двигателе результатом падения напряжения становится рост зарядного тока (от генератора) и возможное перегорание предохранителя в цепи заряда. И если не сразу, то через очень непродолжительный промежуток времени владелец автомобиля, который дал "прикурить", сильно пожалеет о своем добром, но неграмотном поступке. Чтобы исключить подобное развитие событий, надо пустить двигатель, прогреть его на средних оборотах 5-10 минут, заглушить, помочь коллеге, а потом вновь пустить свой двигатель. Сохранив тепло, он легко заведется снова, несмотря на ослабленную собственную аккумуляторную батарею.
Фото: e-motors.ru
Автомобиль и сервис