Классификация и практика эксплуатации автогрейдеров
Автогрейдеры со всеми ведущими колесами значительно дороже и сложнее в эксплуатации, поэтому их применяют лишь в тех случаях, когда от машины требуются высокие тяговые качества в трудных грунтовых условиях. Это машина, характеризующаяся относительной эксплуатационной неприхотливостью и достаточно высокой надежностью. Она незаменима при дорожно-строительных земляных работах. Еще одна важная сфера применения автогрейдеров - коммунальное хозяйство, в частности - содержание дорог.
Если классифицировать автогрейдеры по весу, их можно разделить на легкие, средние и тяжелые.Легкие автогрейдеры используют для содержания и мелкого ремонта дорог и для постройки грунтовых дорог в нулевых отметках.
Средние автогрейдеры используют для возведения земляного полотна при небольших отметках насыпи и выемки в грунтах оптимальной влажности и для среднего ремонта дорог.
Обычно у автогрейдеров управляемыми (поворотными) являются колеса передней оси. У некоторых типов автогрейдеров управляемые колеса передней и задней оси, что обеспечивает им возможность поворота со значительно меньшим радиусом.
Трехосные машины с двумя ведущими осями и одной управляемой обладают, по сравнению с другими автогрейдерами, лучшей планирующей способностью, достаточно хорошими тяговыми качествами и способностью сохранять устойчивость заданного прямолинейного движения при наличии боковой нагрузки. Скажем, когда отвал работает, будучи вынесенным в сторону.
Такую схему ходового оборудования имеет подавляющее большинство мирового парка автогрейдеров.
Автогрейдеры со всеми ведущими колесами значительно дороже и сложнее в эксплуатации, поэтому их применяют лишь в тех случаях, когда от машины требуются высокие тяговые качества в трудных грунтовых условиях.
Сегодня с нами делятся опытом эксплуатации отечественных автогрейдеров представители дорожно-строительных и дорожно-эксплуатационных организаций Екатеринбурга.
Строительная компания ООО "Городское Управление дорожностроительных работ" на сегодняшний день располагает значительным парком техники и автотранспорта для строительства дорог, земляных работ, благоустройства. В него входят более сорока единиц дорожностроительной техники разных типов, в том числе семь автогрейдеров.
Рассказывает главный механик ООО "Городское Управление дорожно-строительных работ" Пётр Дите:
- Наш парк автогрейдеров эксплуатируется достаточно активно. Тем не менее машины демонстрируют высокую степень надежности - некоторые прослужили уже по 10 лет без серьезных нареканий. Тут главное - грамотное обращение с техникой, соблюдение всех межсервисных интервалов.
На предприятии существует ремонтная база, позволяющая осуществлять ремонт автогрейдеров собственными силами. Поскольку автогрейдеры работают отнюдь не в тепличных условиях, нередко приходится устранять возникающие в ходе эксплуатации повреждения рамы, сцепления.
Следует отметить, что в последние годы качество ножей для грейдерных отвалов значительно понизилось.
Если в советские времена на их изготовление шли высокопрочные легированные стали, то сейчас потребителю "подсовывают" никуда не годные ножи. Просто взяли кусок металла, нарезали, покрыли кромки несколько более прочным сплавом: Разумеется, служат такие "поделки" крайне недолго.
Ну а вообще проблемы дефицита запасных частей для дорожно-строительной техники сегодня не существует. В продаже есть всё, были бы деньги. Мы приобретаем запчасти и агрегаты не на заводах-изготовителях, а у торгово--посреднических организаций. В частности, для автогрейдеров практически всё закупаем в компании "Тракспецмаш". Такой подход объясняется стремлением к оперативности.
Говорит исполняющий обязанности главного механика Кировского ДЭУ Александр Буньков:
- Автогрейдеры и прочую дорожностроительную технику мы приобретаем централизованно - через муниципалитет. Но быстро выходящие из строя запчасти - те же ножи - покупаем у торговопосреднических организаций. Например, у "Тракспецмаша". Эти запчасти привозят с завода "Челябинские строительнодорожные машины". Простоев техники из-за этого практически не возникает, заявки выполняются довольно быстро.
Мы эксплуатируем автогрейдеры "Брянского арсенала" ГС - 180 и челябинские ДЗ - 98 и ДЗ - 120. Эта техника используется в основном для содержания дорог. Она достаточно надежна и при должном уходе может прослужить очень долго. Вообще же, автогрейдер тяжелого класса ДЗ┐98 предназначен для выполнения землеройно-профилировочных работ в дорожном строительстве на грунтах I - IV категорий, в железнодорожном, аэродромном, мелиоративном, ирригационном, гидротехническом строительстве.
Его целесообразно применять при выполнении энергоемких земляных работ большого объема или работ в тяжелых дорожных условиях. А 180 е эффективно справляются с работами по строительству и содержанию автомобильных дорог. Автогрейдер ДЗ-180 может быть использован при постройке грунтовых дорог, при профилировании поверхностей. Да и потребность в его ремонте возникает реже. В силу большей маневренности, меньших габаритов он удобнее при работе в условиях ограниченного пространства - на узких улочках. Словом, с этими автогрейдерами особых трудностей мы не испытываем. Кое-какие конструктивные недоработки попросту устраняем сами. Так, у ДЗ-120 дополнительно усиливаем рамы, на 180 х попросту меняем вилки, которые часто ломаются.
Гораздо больше головной боли доставляет нам А-120. Экспериментальную партию этих автогрейдеров в свое время выпустил челябинский завод. Машина не прижилась и в массовое производство не пошла. Так что теперь запасных частей к ней не сыщешь днем с огнем.
Тем более они нестандартные. Итогом не совсем удачной конструкции редуктора отбора мощности стало то, что нам приходится постоянно ремонтировать этот автогрейдер - разваливаются подшипники, разбило шпоночный паз.
Фото: Дормаш
Экскаватор.ру