Какой будет первая платная дорога в России
Мы дружно ненавидим наши дороги и восторгаемся гладкостью заграничных автобанов. Французы проклинают Саркози и возмущаются высокими ценами на проезд по своим замечательным магистралям. Строительство первой платной российской трассы "Москва - Санкт-Петербург" с участием французских экспертов уже успело обрасти скандалами, слухами и интригами. С целью пролить свет на все вопросы мы отправились на французские дороги.
Проезд по платным дорогам во Франции можно оплачивать с помощью банковской карты или наличных (при подъезде нужно обращать внимание, какие платежные средства в каком терминале принимаются). Можно приобрести абонемент telepeage: прикрепленный на машине датчик дистанционно открывает шлагбаум, позволяя проезжать без задержки, на скорости 30 км/ч. Владелец абонемента оплачивает проезд в конце месяца, также он получает уведомления о новых дорогах и тарифах.
Тариф зависит от габаритов транспортного средства, от времени суток, от количества проездов по дороге за месяц (при наличии абонемента). Удовольствие это недешевое. Для примера: доехать из Парижа в Ниццу по кратчайшему пути (а он практически всегда лежит через платные дороги) будет стоить около 70 евро. Альтернативные бесплатные пути, конечно, есть, как же без них в демократическом государстве. И вроде как на первый взгляд даже должны быть быстрее: по платной дороге - 933 км, по бесплатным - 891 км. Только время в пути по платной дороге составляет 8 часов, а по бесплатной - 14!
Как это получается? Испытано на себе. Бесплатные дороги уводят с удобной многополосной магистрали, спускаются в поля, извиваются через бесконечные деревни, где разрешенная скорость - не более 50 км/ч. Они прыгают по холмам, от чего уже через три часа начинает кружиться голова, вьются вокруг платной магистрали, то приближаясь, то отдаляясь, делая обидные крюки. В общем, альтернатива есть, но относительная.
Тем более что пользоваться авторутом (autoroute - фр.) удобно. По пути есть удобные зоны отдыха, где можно припарковать машину, сходить в туалет, перекусить - часто за столиками под деревьями, зайти в магазин и пополнить запасы. Табло информируют о трафике, погоде, ремонтных работах, есть даже собственное радио. На дорогах компании Vinci Autoroute есть программы объединения попутчиков и услуга "Шофер" и т.д.
Вдоль дороги через относительно небольшое расстояние установлены оранжевые телефоны для экстренной связи. Концессионеры, построившие магистраль, занимаются также устранением последствий аварий, обслуживанием дороги в зимнее время (французы, в отличие от, скажем, шведов, категорически не согласны ездить по занесенной снегом трассе). Норматив по очистке трассы от снега - 3 часа.
Аналогично будет работать трасса "Москва - Санкт-Петербург".
Даже скоростной режим рассчитывают подстроить под французский: в России максимально разрешенная скорость движения по магистрали составляет 110 км/ч, а на новой трассе организаторы намерены добиваться разрешения увеличить скоростной лимит. Трасса проектируется с расчетом на 150 км/ч, а трудных участках - 120 км/ч. Правда, непонятно, на каком основании закон будет делать уступку именно этой дороге, вопрос еще на стадии обсуждения.
Главное преимущество французской организации строительства в том, что те же компании, что строят трассу, в дальнейшем несут ответственность и за ее эксплуатацию. По аналогичному принципу строится сейчас первая платная трасса, соединяющая две российские столицы. Впервые в России в основе лежит государственно-частное партнерство в форме концессионного соглашения, часть бюджетных расходов замещается за счет частных инвестиций. Два самых длинных участка строит государство, три оставшиеся - частники. Главное, чтобы разделенная на секторы по строительству дорога не повторила истории нынешней Ленинградки, часть которой принадлежит городу, а часть - Московской области. Вот и получилось, что расширенное на территории Москвы шоссе упирается в сужение в области.
Общая протяженность магистрали составит около 700 км. Строительство поделено на три участка (выезд из Москвы, обход Вышнего Волочка, въезд в Санкт-Петербург), головной - от 15-го до 58-го км - строит "Северо-Западная концессионная компания" (СЗКК). 50% СЗКК принадлежит компании Vinci Autoroute, европейскому лидеру по строительству платных дорог с богатым опытом, 50% - частный капитал от российских инвесторов.
Необходимость строительства этой дороги очевидна.
"Москва - Санкт-Петербург" М-10 сегодня - самая загруженная в Российской Федерации. И даже не обязательно кататься из одной столицы в другую, чтобы в этом убедиться: ежедневные страдания достаются и москвичам, живущим в прилегающих районах, и тем, кто едет в/из аэропортов "Шереметьево". К слову, концепция дублера этой трассы была включена в генплан Москвы и Московской области еще в начале 1970-х гг.
Однако строительство дороги порождает множество протестов. Нужно договариваться с владельцами недвижимости, которых затронет новая магистраль. Много громких скандалов родилось вокруг Химкинского леса, и с экологами пока не удалось найти общий язык. Само собой, большинство недовольно тем, что за километры придется платить - с одной стороны, все хотят европейских автобанов, но мало кто готов по-европейски платить за проезд.
Схожие проблемы возникают и вокруг строительства французских дорог. Пример - строящийся авторут, соединяющий Лион и Бордо. Два загруженных города, те же сложности въезда, кольцевая дорога вокруг Лиона, экология - трасса пересекает виноградники Божоле (ср. - Химкинский лес) и лишает мест обитания летучих мышей, протесты местных жителей.
Как это будет решаться? На российской трассе планируется устанавливать шумозащитные экраны высотой 4-6 метров вдоль магистрали и лесонасаждения, очищать ливневые и талые воды, строить подземные перехоы для животных и водопропускных труб для земноводных, обслуживать дорогу в зимнее время. Так же, как во Франции, водители будут информированы о трафике, погоде, ремонте, будет налажена связь с операторами для сообщений о ДТП, патрулирование дороги каждые 6 часов. Само собой, площадки для отдыха по европейским стандартам, освещение, информационные пункты и т.д.
От МКАД до Шереметьево-1 будет 10 полос (давно наболело!), от Шереметьево до подъезда к Зеленограду - 8, дальше до примыкания к М-10 на 58-м км - 4. Полосы строятся с расчетом на дальнейшее расширение - как и во Франции.
На 43 км всего головного участка не будет одноуровневых пересечений со светофорами, а многоуровневые развязки планируется расположить не менее чем в 5 км друг от друга.
Строительство этого участка планируется завершить к 2014 году, а полностью трасса заработает в 2018 году. К окончанию строительства сегодняшняя трасса М10 E 105 "Россия" будет служить бесплатным дублером.
Ну и самое интересное - цена проезда. Пока окончательно ее определить не получается. Дорога разделена на пять участков, стоимость проезда по каждому может отличаться. Так, два самых больших участка, которые строит государство, обойдутся в 1 рубль за 1 км. Строители трех частных участков определяют цену сами. По предварительной информации, стоимость проезда по всей трассе составит 1500-1700 рублей, то есть чуть дешевле, чем по платным дорогам Франции.
Фото: Росавтодор
https://www.autonews.ru/