2011 был годом стабильности. Чего ждут грузоперевозчики от 2012 года?
Редакция журнала "АвтоТрансИнфо" попросила руководителей транспортно-экспедиторских компаний, работающих в разных сегментах грузоперевозок (внутрироссийские грузоперевозки, международная логистика, негабаритные перевозки и перевозки опасных грузов), ответить на несколько вопросов о том, как они оценивают итоги прошедшего года и каким видится им год наступивший.
Вопросы были следующие:
1. Как вы расцениваете ситуацию на рынке грузоперевозок в уходящем 2011 году? Какие положительные тенденции вы можете отметить?
2. Что в уходящем 2011 году больше всего мешало вашей работе? Какие негативные тенденции и проблемы больше всего настораживают?
3. Довольны ли вы итогами своей деятельности в 2011 году? Какие свои достижения можете назвать? Что вы считаете главными факторами своего успеха?
4. Что вы ждете от 2012 года? В каком направлении вы планируете развитие компании?
ключевым словом в уходящем 2011 году было слово "стабильность".
"Среди положительных моментов - стабильное состояние нашей компании, работающей без привлечения заемных средств" (С. В. Смирнов, генеральный директор ООО "ГК "Навигатор-С"), "Год уходящий принес с собой довольно большую часть положительных тенденций. Одной из основных стоит отметить - стабильность. Появилась уверенность в долгосрочных планах, вырос спрос на транспортно-экспедиционные услуги" (А. А. Коновалов, генеральный директор ООО "Трансэкспо"), "Год был стабильным" (С. В. Козодеров, генеральный директор ООО "С-Парк").
Как минимум того же ждут перевозчики и от наступившего 2012 года: "От 2012 года мы ждем того, что свойственно ждать любому человеку: стабильности, предсказуемости правил работы, общеэкономического роста в стране" (Л. П. Зыкин, генеральный директор ООО "СпецБалтТранс", перевозка негабаритных грузов).
Однако, ряд негативных тенденций прошедшего (и не только прошедшего) года по-прежнему беспокоит (мягко говоря) перевозчиков.
Среди негативных тенденций прежде всего отмечались главные: "катастрофический", по словам профессионалов рынка, рост цен на бензин и дизельное топливо, низкие ставки на перевозки по РФ, когда часть перевозчиков вынуждена работать фактически "по цене топлива", а также обилие непрофессионалов на рынке, которые, по словам С. В. Смирнова, "ни за что не несут ответственности и "испаряются" при предъявлении претензий к их работе".
Наиболее категорично высказался генеральный директор ООО "С-Парк" С. В. Козодеров (компания специализируется на перевозке опасных грузов):
- На мой взгляд, ситуация очень похожа на ту, что была в 2008 году. Значительно упал объем грузов из российских регионов в Москву и Санкт-Петербург, а вместе с объемом началось снижение ставок. Как следствие, мы видим большое скопление свободного транспорта и обострение конкуренции. Топливо дорожает катастрофически, при этом основная масса перевозчиков, вместо того, что бы повышать тарифы, снижает их, в надежде получить хоть какой-нибудь объем.
Л. П. Зыкин (ООО "СпецБалтТранс") посетовал на огромное количество "посредников", наводнивших рынок:
- Есть ощущение, что с рынка "вымываются" реальные грузовладельцы. Один и тот же груз к перевозке предлагают все большее число экспедиторских компаний, что создает атмосферу кипучей деятельности - но КПД при этом минимальный.
Ситуация усугубляется, если перевозчик сталкивается с фактом задержки платежа, но и это может оказаться не самым худшим вариантом по сравнению с неоплатой.
- Еще ничего, когда большой завод просто задерживает оплаты, а вот когда на вашем пути появляются мошенники:: По сути почти все перевозки осуществляются "в долг" с небольшой предоплатой, тем и пользуются недобросовестные контрагенты, реализовывая свои "темные схемы". Предлагаю создать базу или общество "белых перевозчиков", что бы хоть как то огородить себя от мошенников, - сказал А. А. Коновалов (ООО "Трансэкспо").
Л. П. Зыкин попробовал сформулировать фундаментальные причины негативных тенденций на рынке грузоперевозок в целом - хотя и сфокусировал внимание на сегменте негабаритных перевозок:
- Если посмотреть глобально- то отсутствие внятной промышленной и инвестиционной политики не позволяет многим нашим заказчикам выстроить четкие производственные планы на долгосрочную перспективу. Поэтому и в нашей работе постоянно "то пусто, то густо", а это не самые комфортные условия для выполнения негабаритных перевозок, требующих тщательной подготовки и времени для оформления всех разрешений. Настораживает "схлопывание" некоторых секторов негабаритного рынка, в частности рынка перевозки сельхозтехники, что вызвано, на мой взгляд, общим снижением капиталовложений в эту важнейшую для страны отрасль.
И, тем не менее, в целом грузоперевозчики довольны ушедшим годом:
А. А. Коновалов сообщил, что прибыль его компании в прошлом году возросла вдвое.
Л. П. Зыкин рассказал, что у компании появилось несколько новых клиентов, чей бизнес стал динамично развиваться в этом году.
- Общеэкономические показатели компании также подросли пропорционально общей тенденции восстановления рынка. Достижением считаю некоторые выполненные проекты, которые были новыми для нас либо по видам самих грузов, либо по региону работы. Например, это перевозка асфальтобетонного завода из Финляндии в регион Кузбасса, перевозка оборудования в Казахстан, из которого, кстати, к нам на сайт поступает все больше заказов на расчет перевозки грузов, - сообщил генеральный директор ООО "СпецБалтТранс".
Коммерческий директор ООО "Норола Групп" М. О. Ковалев рассказал "АвтоТрансИнфо":
- 2011 год был очень удачным в плане усиления команды компании. Мы пригласили к себе несколько высокопрофессиональных команд, обладающих высокими знаниями в области карго-сектора. Это позволило лучше понять бизнес наших заказчиков, расширить спектр предлагаемых нами услуг, поставлять заказчикам принципиально новые, эффективные бизнес-ориентированные решения.
Кадровое усиление сделало возможной реализацию давно планируемой перестройки внутренней структуры компании. Были выделены центры компетенции, отвечающие за развитие бизнеса. Каждый центр компетенции обладает финансовой самостоятельностью, имеет собственные показатели эффективности. Одним из важных следствий такой перестройки стало появление здоровой внутренней конкуренции между центрами компетенции, что, безусловно, стимулирует развитие компании в целом.
Как результат усиления нашей команды, в 2011 году мы выполнили ряд знаковых проектов, которые окончательно закрепили за компанией статус международного логистического интегратора, способного выполнять задачи любого уровня сложности. Стратегически важным для нас стало участие в запуске представительства компании в СЭЗ Dubai Logistics City в ОАЭ. Из этого проекта мы вынесли опыт, который позволяет нам сейчас предлагать услуги по реэкспорту товаров.
В числе основных факторов успеха почти все руководители компаний назвали прежде всего высокий уровень профессионализма собственных сотрудников.
Л. П. Зыкин сообщил также, что, на его взгляд, компании удалось найти оптимальные рекламные рычаги воздействия на интересующие компанию промышленные рынки. "Например, мы сделали нашу компанию более "видимой" на густонаселенных просторах бизнес-Интернета", - подчеркнул он.
С. В. Смирнов перечисли следующие, на его взгляд, следующие ключевые факторы успеха транспортной компании ООО "ГК "Навигатор-С":
- Высокий профессионализм сотрудников, постоянное обучение.
- Налаженные связи с постоянными клиентами, работа без посредников.
- Постоянная деятельность по привлечению новых клиентов, оптимальные рекламные рычаги воздействия на клиентов.
- Ответственность компании за взятые на себя обязательства.
- Индивидуальный подход к клиентам.
- Гибкая ценовая политика.
Несмотря на то, что наши вопросы были о "факторах успеха", хочется подчеркнуть слова А. А. Коновалова, который сформулировал, на наш взгляд, универсальное правило для любого участника рынка: "Несмотря на жесткость российского бизнеса - в любой ситуации нужно оставаться человеком".Порядочность и понимание того, что есть "красная черта", переступать за которую нельзя ни при каких обстоятельствах, - это, безусловно, тоже "фактор успеха" в самом широком смысле этого слова.
Что касается планов на 2012 год, их у многих компаний "громадье", и уже по планам можно судить, что настрой у перевозчиков "боевой", несмотря на все сложности переживаемого периода:
С. В. Козодеров (ООО "С-Парк"), несмотря на обилие негатива на рынке перевозок опасного груза, сказал:
- Мы уверены, что потенциала нашей компании хватит на преодоление уже идущего кризиса. Ввиду сокращения объемов перевозок, уменьшения тарифов и подорожания себестоимости перевозок, наша задача сейчас - оптимизация и сокращение затрат. Мы работаем эффективно и слаженно, результативно, будем учиться работать еще лучше.
В компании "Трансэкспо" оптимистично ждут увеличения спроса на услуги автомобильных грузоперевозок и готовятся к росту объемов деятельности.
Руководство "ГК "Навигатор-С" планирует в 2012 году развивать направление мувинговых услуг, а также организовать службу разгрузочно-погрузочных работ. В планах также расширение автопарка.
Л. П. Зыкин отметил:
- В наших производственных планах - дальнейшее развитие автопарка, мы будем повышать стандарты обслуживания наших клиентов, проще говоря, будем стремиться к тому, чтобы при работе с нами клиент был совершенно спокоен на свой негабаритный груз , а вся "крупногабаритность и тяжеловесность" организации перевозки осталась для него "за кадром".
О масштабных задачах, стоящих перед компанией "Норола-Групп" в 2012 и последующих годах, рассказал М. О. Ковалев:
- На ближайшие три года нашей стратегической целью является значительное увеличение доли продаж услуг группы компании. Задача сама по себе весьма амбициозная, но у нас для этого есть все предпосылки: сильная команда, отлаженные технологии, бизнес-ориентированный подход, проработанная стратегия развития, наличие представительств в городах Табасалу (Эстония), Лапераанта (Финляндия), Смолян (Болгария), Дубаи (ОАЭ). Если же раскрывать тактические планы компании по географическому расширению нашего присутствия, то мы планируем продолжить экспансию в страны южной Азии, прежде всего - в Пакистан. В последние годы мы наблюдаем положительную импортно-экспортную динамику между нашими странами. Также с 2012 года будет предложена альтернатива осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы и Дальнего Востока - трасса Северного Морского Пути.
Многие грузоперевозчики, задумываясь о развитии, для оптимизации своей деятельности активно внедряют передовые программные продукты.
А. А. Коновалов сообщил, что в 2012 году руководство компании планирует установить новое программное обеспечение для менеджеров с целью увеличения производительности и минимизации проблем с документооборотом.
М. О. Ковалев рассказал, что в прошлом году в компании произошел переход от отдельных продуктов, решающих локальные задачи, к пакетному предложению, решающему бизнес-задачи заказчика в комплексе.
Подводя итоги нашему разговору с перевозчиками, можно сделать однозначный вывод: несмотря на все трудности прошедшего года, которые никуда не делись в наступившем 2012 году, грузоперевозчики уверенно строят планы на будущее - пусть и с очень сдержанным оптимизмом.
Фото: Scania

