Будущее грузоперевозок за малыми и средними предприятиями
День и ночь по дорогам мира мчатся миллионы грузовиков. Если дороги называют живительными артериями, то автомобильный транспорт справедливо назвать - становым хребтом экономики и динамичного развития общества. Среди важнейших задач IRU, его главного представителя на всех континентах - сотрудничество с партнерами, в том числе для обеспечения безопасности дорожного движения, упрощения процедуры перевозок, реализации Международных проектов, например, по возрождению Великого шелкового пути. О целях и задачах Международного союза автомобильного транспорта, борьбе с глобализацией экономики и перевозок рассказывает один из самых авторитетных в мире специалистов в области автомобильного транспорта.
В качестве примера я мог бы привести Александра Македонского, который ввел практику ассимиляции покоренных народов вместо их порабощения, Галилея и его идею гелиоцентризма, Петра Великого, силой навязавшего модернизацию России, философию эпохи Просвещения, которая пошатнула устои общества далеко за пределами Европы, Мартина Лютера Кинга или Махатмы Ганди, которые конкретизировали свою мечту об эмансипации, не прибегая к насилию. И таких примеров много.
Что же всех их объединяет? Это были истовые провидцы, передовая мысль которых решительно пробивала себе дорогу по исхоженным тропам своей эпохи. Но это были и отважные люди, которые могли без колебаний что-то смять, задеть, навязать, иногда с риском для жизни, потому что это были люди убежденные. Они были убеждены в необходимости изменений и борьбы с предрассудками, с тем, чтобы добиться успеха.
И именно этого умения повести за собой, этого четкого видения реалий и решимости изменить ход вещей слишком часто не хватает сегодня нам. Но для того, чтобы добиться успеха, тонкое умение повести за собой, проявляя уважение к партнерам, пусть и не всегда согласных, нужно и сегодня. Крайняя ситуация требует и крайних решений.
Увы! Бесплодный политический консенсус все чаще и чаще становится нормой. Если мы сегодня получаем информацию в огромном количестве и в любой момент времени, то безудержный ритм подачи этой информации наряду с ее синхронностью и тревогой, которую она нагнетает, не только подавляет способность глубокого анализа, но и создает условия для своего рода единомыслия, которое зиждется на самом маленьком общем знаменателе и которое в силу доведенного до крайности компромисса ничем иным, кроме как провалом, не назовешь.
Вопиющая неспособность руководителей делиться своими мыслями друг с другом, чтобы наметить подходящий курс и поставить четкие цели, полностью обезоруживает нас перед лицом сложнейших проблем нашего столетия. Фактически, восемь целей тысячелетияв области развития (ЦТР) - один из основных факторов озабоченности международного сообщества в состоянии застоя.
Более того, неспособность руководителей делиться своими мыслями с малыми и средними предприятиями (МСП) и их профессиональными организациями, на которые приходится более 85% занятости в частном секторе, не позволяет им видеть конкретные многообразные реалии нашего мира, в котором мы работаем, и мешает им добиться успеха.
Если руководителям крупных транскорпораций и банков, которые могут легко войти в тихие кабинеты тех, кто принимает решения, удается навязать свое мнение и оказать влияние на ход дел, то в случае МСП это, к сожалению, не так. Даже в случае самых конструктивных предложений, разработанных МСП в адрес руководителей, можно утверждать, что если они их и выслушают, то прислушаются к ним лишь в очень редких случаях.
Они слишком часто забывают, что цели и результаты их работы - это улучшение экономики путем улучшения участи МСП и условий жизи каждого человека.
В условиях сегодняшней глобализации экономики автотранспорт, который на 95 % состоит из МСП, - это уже не просто обычный вид транспорта. Он стал средством производства и распределения, позволяющим добиться успеха, обеспечивая в одиночку доступ всех предприятий в рамках услуг "от двери до двери" ко всем рынкам в мире.
Иными словами, автотранспорт, который является единственным видом, доступным везде, в любоевремя и для каждого, также является единственным видом, дополняющим все другие виды транспорта и способным лучше всего распределять материальные блага и объединять людей. Именно в силу этой жизненно важной роли автотранспорта в деле достижения успеха каждым человеком любая санкция против него оборачивается еще большей санкцией для всей экономики и общества в целом. Если сопоставить важность, которая придается в последние годы автотранспорту руководителями стран-членов ОЭСР и так называемых стран с формирующейся рыночной экономикой, в частности, БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), то можно констатировать вопиющие различия как в области экономического роста, так и по количеству регистраций новых грузовиков, которое, соответственно, снизилось на 50 % в ОЭСР и увеличилось на 15 %, 40% и 80 % в БРИК.
Иными словами, тесная связь, которая существует между динамичным сектором автотранспорта и успешным экономическим ростом, неоспорима. Почему мы являемся свидетелями роста более, чем на 10% в БРИК, в то время как в большинстве стран ОЭСР он остановился на нулевой отметке? Аналитики объясняют, что этот успешный рост обусловлен, с одной стороны, систематической и организационной работой в области инноваций и, с другой, массированными инвестициями в средства производства, в том числе в автотранспорт.
Успех и ведущая роль в области инноваций больше не принадлежиттолько странам ОЭСР, но все больше и больше странам с формирующейся рыночной экономикой, которые производят и сбывают на глобальном уровне по ценам, неподвластным никакой конкуренции, как самые современные высокотехнологические приборы, так и самолеты, автомобили и товары широкого потребления.
Таким образом, прошлые, нынешние и будущие инвестиции этих стран в средства производства и автотранспорт подтверждают их желание добиться успеха.
Что касается стран ОЭСР, то для того, чтобы добиться успеха - восстановить рост и остаться конкурентоспособными, - им придется сделать гораздо и гораздо больше, имея для этого гораздо и гораздо меньше. Все большее и большее стремление достичь слабого консенсуса в условиях нынешнего усиления неопротекционизма вряд ли является правильным решением.
Скорее напротив,
именно смелость должна позволить каждому остаться конкурентоспособным и добиться успеха: смелость инвестировать средства, в частности, в МСП, проконсультироваться, быстро принять четкие решения, что-то предпринять, создать новые отношения, и, наконец, смелость пойти на риск - как это делают изо дня в день предприятия автотранспорта.
Фактически достижение успеха в условиях глобализации экономики предполагает, что по соображениям конкуренции каждый должен оказывать самые лучшие услуги, производить самые лучшие товары и делать это в самых лучших условиях. Вместе с тем, именно политические и экономические лидеры стран с формирующейся рыночной экономикой и, в частности, БРИК добиваются наибольших успехов и извлекают наибольшую пользу из этой глобализации, начатой по инициативе и желанию, прежде всего, западных стран. По примеру великих ученых, руководителей и политиков прошлых веков лидеры, оказавшиеся у власти в БРИК, проявили мужество и приняли смелые, иногда противоречивые решения.
Они отважились принять вызовы, которые возникают в случае необходимости быстро адаптироваться к обстоятельствам. Они всегда презирали предрассудки и другие "общепринятые концепции". Они осмелились пойти против течения, как это делают очень и очень немногие руководители стран ОЭСР.
Они сумели признать за этим производственным, не получающим никаких субсидий средством, каковым является автотранспорт, его жизненно важную роль в росте экономики, отведя ему и его представителям справедливое место в своей транспортной политике.
По словам Аристотеля, "отвага находится как раз посередине между страхом и смелостью". Для того, чтобы принять многочисленные вызовы и воспользоваться всеми возможностями или, одним словом - добиться успеха,
давайте проявим отвагу и смелость с целью отвести автомобильному транспорту то место, которое ему по праву принадлежит, а именно центральное, и добиться от правительств и наших партнеров, чтобы они лучше прислушивались к нашему мнению во имя нашего принципа "единство действий во имя лучшего будущего" всех людей.
Автор - генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (IRU)
Фото: Скания
Дороги Содружества