Дорожные пираты XXI века
6 мая 2011 года. Трое злоумышленников напали на водителя грузовика возле супермаркета в Оксшотт в Великобритании. Бандиты украли сигареты стоимостью 5000 фунтов. Незнакомые с такой темой люди могут твердить, что больше всего преступлений совершается в Восточной Европе. Тем временем Великобритания, северная Франция, Испания и даже Германия - это страны, в которых надо быть осторожным, - твердят наши собеседники.
Сергей Рогачев* вместе с братом ведут небольшую транспортную компанию. Когда их водители стоят на парковке без груза, то всегда приподнимают края тента.
- Все только ради того, чтобы избежать потерь. Лучше, чтобы преступник сразу видел, что ничего нет украсть, чем убедился в этом после того, как разрежет тент - рассказывает Сергей. Но несмотря на такой трюк, водитель всегда должен быть бдительным.
Зигмунд Сенько, директор компании Транс-Порт и президент Управления дорожных перевозчиков "Нижняя Силезия", рассказывает, что такие частые кражи как сейчас, происходили на рубеже 80 и 90 лет, а потом на рубеже столетий.
- Все успокоилось после расширения Европейского Союза. Однако в отрасли говорят о том, что нападения на грузовики и кражи снова стали серьезной проблемой, а
больше всего нужно быть осторожным в Великобритании, Франции и Испании, и даже на территории Германии,
- рассказывает Сенько. О растущем количестве краж говорят и сами водители и при помощи Интернета описывают свои "приключения" с преступниками.
В марте 2011 года Люк проснулся в три утра. Он сразу же заметил мужчину, который стоял возле пассажирского сидения. Непрошенного гостя удалось прогнать. Сначала он думал, что из кабины пропали все его ценные вещи: Iphone, Ipad, навигация и много других гаджетов. Преступник успел забрать с собой только десятифунтовую купюру. И это во Франции! Люк при помощи Ipadа описал данную ситуацию на своем блоге. Однако не всем водителям может так повезти. По результатам последних больших исследований, опубликованных на Международном Форуме Транспорта, 17 процентов водителей грузовиков были атакованы, а 21 % из них получили физический ущерб.
- Что должен сделать водитель, когда на него нападают? - спрашиваем Зигмунда Сенько.
- Прежде всего нужно стараться не испытывать судьбу. Водители часто ездят вдвоем. Трассы точно планируются и проверяются. При нападении водитель не должен сопротивляться и защищать груз. - говорит Сенько.
Не только грузы
Груз и кабина - это не единственные лакомые кусочки для злоумышленников. Растущие цены топлива активизировали новые виды преступлений.
- Все чаще происходят случаи, связанные с кражей баков топлива вместе с их содержимым, - рассказывает Сергей Рогачев из компании ДНГ-Тайм.
Ночью или утром злоумышленники просто отвинчивают целый бак в месте с содержимым, грузят в свой автобус и уезжают.
Проблема кражи, как грузов, так и баков, толкнула государственные органы к тому, что они решились построить безопасную транспортную инфраструктуру. Во всей Европе появляется все больше охраняемых парковок, построенных специально для грузовиков.
- Существующая сегодня в Европе инфраструктура не гарантирует безопасности стоянок, недостаточное количество охраняемых парковок ведет к тому, что водители выбирают для стоянки менее безопасные места. - говорит Юрий Рожик из брокерской канцелярии.
- Парковка в таких местах увеличивает риск кражи и потери груза, а перевозчик несет дополнительный риск, связанный с неуплатой страховки страховой компанией. Почему? Часто достаточно того, чтобы стоянка грузовика находилась в месте, которое раньше не было согласовано со страховой компанией, - объясняет нам эксперт, который уже более 10 лет консультирует транспортные компании по вопросам выбора правильных страховых решений и занимается компенсацией их ущербов.
Это подтверждает и Сергей Рогачев.
- С одной стороны я стараюсь обращать внимание водителей на то, чтобы они не парковались в местах, где могут рисковать грузом, но если нет такой возможности, то объясняю им, чтобы пользовались такими парковками, на которых можно использовать запись видео или чтобы парковка отвечала Общим Условиям Страховки, а это позволит получить компенсацию из страховки перевозчика. С другой стороны, нужно очень внимательно читать общие условия страховки. Спешка может привести к тому, что потом можно потерять много нервов и денег. Я изучил это на своем опыте, так как у нас случилось 3 кражи на протяжении десяти лет - говорит владелец транспортной компании.
Из наших разговоров выходит, что проблему краж замечают только после первых ущербов.
- Я не встречался с таким фактом, чтобы кто-то экономил на страховке ОСАГО. По-другому компании подходят к КАСКО. Когда предприниматель хочет застраховать несколько грузовиков и должен временами заплатить даже 50 тыс. евро, то он часто отказывается от полиса, так как уверен, что вероятность ущерба является низкой - твердит Сенько.
- Очень тяжело убедить компании в необходимости пользования услугами консультантов при выборе страхового полиса.
Часто владельцы до первых краж не верят в то, что они могут быть жертвами нападения.
Поэтому экономят деньги и платят только тогда, когда становится поздно - говорит Юрий Рожик.
Спешка и погоня за деньгами
Кражи случаются не только на стоянках. Преступники нападают на грузовики и на трассе, а более ловкие стараются получить доверие и крадут грузы под предлогом исполнения транспортного заказа, нп., как подрядчик. Причиной таких ситуаций является международный характер автоперевозок. Транспортные компании вынуждены между собой сотрудничать. Чтобы сократить расходы, они пользуются и транспортными биржами, на которых можно найти партнера и дополнительно найти груз на обратный путь. Все для того, чтобы водитель, который едет туда и обратно, заработал для своей компании на перевозке груза.
Сергей Рогачев рассказывает: "Такие биржи являются отличным упрощением. Можно сэкономить много времени и денег. При этом можно навязать сотрудничество с тысячами людей из отрасли. Однако каждый раз мы стараемся проверять своих подрядчиков по всем вопросам".
Юрий Рожик уверен, что транспортные компании должны так работать:
- Очень часто, когда мы ищем подрядчика для перевозок, считается время. Но спешка - это плохой советчик.
- В этом случае нужно спросить будущего партнера, с какими компаниями он сотрудничал, а потом позвонить в данные компании, чтобы узнать отзывы о потенциальном партнере - советует Сенько.
Александр Курсевич, менеджер по коммуникации одной из самых известных транспортных бирж в Европе - Trans.eu, добавляет:
- Биржи дают практически комплексные инструменты для того, чтобы правильно проверить партнера, которому мы хотим доверить перевозку грузов. На бирже проверяются рекомендации и контактные данные таких перевозчиков. Проблемой является тот факт, что во время спешки некоторые компании теряют бдительность и после того, как найдут контакт в системе биржи, общаются непосредственно с подрядчиком.
- Это первый признак того, что что-то может получиться не так. - поясняет Курсевич и настойчиво призывает тщательно проверять документы и рекомендации еще перед началом сотрудничества.
- Мы пишем, информируем, убеждаем, и мне интересно, сколько предпринимателей используют эти знания перед тем, как они столкнутся с несчастьем. Из своего опыта я знаю, что немногие - рассказывает Юрий Рожик. И через некоторое время добавляет:
- Одно мошенничество или нападение на грузовик может закончится потерей такой суммы денег, за которую можно построить красивый дом.
Немного статистики
10 миллиардов евро - годовые потери в связи с кражами в транспортной отрасли Европы.
884 случая краж и нападений на грузовики отметил Truck Pol, который ведет подробную статистику на территории Великобритании.
282 случая касались краж топлива, 27 - сигарет, 23 - электронных устройств, 13 - алкоголя.
По данным The Logistics Security Network, которая опросила 318 водителей, 50 % из них, паркуясь на неохраняемых стоянках, стали жертвами преступления, связанного с кражей груза или топлива. Кроме того, 29 % водителей никогда или очень редко выбирают охраняемые места для стоянки, а 31% делает это лишь иногда.
По последним данным исследований Международного Форума Транспорта (данные за 2000-2005 гг.):
42% нападений было на месте стоянки грузовиков
30% нападений на грузовики не сообщалось в полицию.
*Фамилии некоторых собеседников были изменены по их просьбе.
Trans-Port