Когда поедем? Хорошие дороги обещают к 2017 г.
Недавно читатели "АиФ" выбрали худшую дорогу России. Фото колдобин и ухабов вызвали не только справедливый народный гнев, но и реакцию чиновников из главного дорожного ведомства страны. Почему у нас мало качественных дорог, "АиФ" спросил Николая Быстрова, замглавы "Росавтодора".
"АиФ": - По итогам нашего конкурса две федеральные трассы М-56 ("Лена") и M-53 (Новосибирск - Красноярск - Иркутск) - в списке худших...
"АиФ": - Одна из главных претензий к дорожникам - некачественный ремонт. Осенью положили асфальт, а весной он сошёл вместе со снегом. Может, "Росавтодору" создать чёрный список таких горе-строителей?
Н.Б.: - Известно, что в рамках действующего федерального закона № 94 распределение строительного подряда происходит по принципу минимальной цены. Ни в одной другой стране такого закона нет.
В США на сайтах дорожных ведомств штатов вывешивают детальную информацию о подрядчиках: наличие техники, квалифицированных рабочих, исполнение предыдущих заказов. Нанять на дорожные работы никому не известную, недобросовестную фирму на основе аукциона на электронной площадке, как это происходит у нас, там просто невозможно.
Сейчас в Госдуме обсуждается новый закон "О федеральной контрактной системе", и мы будем рады, если там пропишут возможность в первую очередь учитывать квалификацию подрядчика. Пока же боремся с нерадивыми строителями в судах. Предъявлено исков на 1,5 млрд руб. Но, например, иск по дороге Москва - Бобруйск на 120 млн руб. - в суде с 2009 года.
"АиФ": - Но зачем заказчики строительства - муниципалитеты, регионы, Федерация, наконец, - принимают откровенную халтуру?
Н.Б.: - На федеральных дорогах это вряд ли возможно. Однако в существующей до последнего времени системе приёмки работ были изъяны. Например, если заказчик отказывался принимать работы, то деньги уходили в бюджет и на этот объект уже не возвращались. Такая практика не могла стимулировать заказчика бороться за качество. С введением дорожных фондов эту систему удалось поломать. Все деньги, которые придут туда от акцизов на бензин, сборов с тяжёлых транспортных средств, никуда не уйдут и будут тратиться только на дороги.
"АиФ": - Когда же наши дороги по качеству приблизятся к западным?
Н.Б.: - У нас в стране на дорожное хозяйство тратится 1% ВВП, а в Германии и Франции - 3-4%. Ремонт и содержание федеральных дорог в течение нескольких десятилетий недофинансировались. Трассы разрушались. Так, в 2012 г. на эти цели выделяется 49% от утверждённых государством нормативов, только к 2014 г. эта цифра достигнет 100%, и
только к 2017 г. мы сможем обеспечить нормативное состояние всей федеральной дорожной сети.
Но этого мало. Сегодня необходимо построить ещё 800 тыс. км дорог. Чтобы на это появились деньги, должна заработать экономика. С другой стороны, и США и Европа доказали: строительство дорог - мощный стимул развития. 1 рабочее место в этой отрасли даёт 7 рабочих мест в смежных областях (производстве битума, щебня и т. д.).
Есть и другая проблема. Бизнес постоянно добивается увеличения нагрузок на ось транспортного средства. И лоббирует свои интересы так успешно, что разрешённая масса транспортного средства у нас уже больше, чем в США (40 т против 36). И это на наших старых дорогах! А уровень весового контроля крайне низкий.
Маленькая Словакия собирает больше штрафов за перегруз, чем вся Россия.
Что это, как не уничтожение госсобственности?!
"АиФ": - А может, мы просто не умеем строить, как на Западе?
Н.Б.: - Нет таких современных технологий, которые были бы нам недоступны. Но многие из них остаются невостребованными, так как нет необходимого фронта работ. Мы же строим в день по чайной ложке! Обход Новосибирска - 50 км - возводили несколько лет. А ведь современный бетоноукладочный комплекс производит 1 км покрытия в день. Подрядчик получил заказ на 5 км в год. Выгодно ли ему приобретать технику, которая выдаст заказанный материал за неделю, а потом будет простаивать? Качество материалов - тоже больной вопрос.
В США помимо рейтинга подрядчиков есть список поставщиков материалов. Щебень с непроверенного карьера там не может попасть на стройку. Нам такие рекомендации делать запрещено.
Конечно, и заказчик, и подрядчик формально обязаны контролировать качество материала, но к каждой машине с песком человека с ружьём не поставишь. Теперь о специалистах. С 1999 г. финансирование дорожной отрасли в некоторых регионах сократилось в 7 раз. Многие специалисты ушли. Все надежды на улучшение ситуации мы связываем с возрождением дорожных фондов. Конечно, за год проблемы не решить. Но через 2-3 года россияне почувствуют, что трассы стали лучше.
Мнение экспертов
Сергей Фильченков, Александр Шатилов и Сергей Губанов о том, почему в России строительство дорог стоит в десятки раз дороже, чем в США.
Президент США Барак Обама обратился к Конгрессу с просьбой выделить 50 млрд долл. на обновление и строительство дорог. Согласно плану президента, за 6 лет на эти деньги будет построено 240 тысяч километров автодорог, более 6 тысяч километров железнодорожных путей и более 241 километра взлетно-посадочных полос.
В то же время мэр Москвы Юрий Лужков попросил у российского правительства 4 трлн рублей на развитие транспортной сети столицы. Если сравнить названные суммы, выходит, что на улучшение дорог по всей Америке требуется почти в 3 раза меньше средств, чем на дороги в одной только российской столице. С чем связана такая внушительная разница и почему наши дороги так дОроги? Объясняется ли это их долговечностью, особенностями ландшафта и климата, технологиями и материалами или же причина - в банальной коррупции? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам.
Сергей Фильченков, аналитик ИК "ФИНАМ":
- Строительство в целом - и строительство дорог в частности - является в России любимым занятием чиновников. Нет, речь не идет о коррупции, откатах и прочих административно- либо уголовно-наказуемых деяниях. Как говорится, не пойман - не вор. Космическая стоимость российских дорог оправдывается высокой стоимостью строительных материалов (использование запутанных посреднических схем, в результате которых стоимость стройматериалов может вырасти в разы) и крайне высоких затрат на отчуждение земли под строительство. Последний факт, конечно, имеет актуальность в случае Москвы - но фактически, в большинстве случаев, Москва выкупает эту землю у себя же.
Что касается климата, то все это предрассудки. Северные и северо-западные штаты Америки по климату очень похожи на европейские регионы РФ, поэтому говорить о заоблачных затратах на освоение участка земли где-то в Подмосковье не стоит. Технологии, конечно же, играют важную роль. К примеру, в тех же Штатах асфальт или асфальтобетонную смесь укладывают с помощью комбайна, у нас же зачастую можно увидеть и лопаты, что оказывает негативное влияние на скорость и качество выполняемых работ. Конечно же, есть и человеческий фактор - американская дорожная бригада никогда не будет укладывать асфальт в неподходящую погоду и без четкого соблюдения различных подготовительных мероприятий - они радеют за качество своей работы. У нас же складывается ситуация, когда перекладывать асфальт на одном участке дороги чуть ли не каждый год (а то и чаще) весьма выгодно. Кому выгодно - вполне очевидно.
Александр Шатилов, политолог:
- На мой взгляд, здесь очевидно существует проблема освоения средств. Дело в том, что в этой ситуации суммы, названные Лужковым и Обамой, весьма и весьма специфические. То есть, если в США есть коррупция и существуют откаты, то там они гораздо ниже, чем в РФ. Тем более, что команда Лужкова привыкла к такому "большому стилю", и там есть люди, ранее замеченные в махинациях при строительстве третьего транспортного кольца и прочих объектов инфраструктуры.
В общем, я думаю, здесь всё намного банальнее. Возможно, руководство Москвы просто решило просить больше, чтобы дали хоть что-то. То есть речи о каком-нибудь эффективном в кавычках освоении средств не идет. Здесь, полагаю, речь идет о том, чтобы в условиях кризиса выжать хоть какие-нибудь деньги у российского руководства. Поэтому Лужков в данной ситуации называет такие запредельные суммы. Впрочем, конечно, имеет место и такой фактор, как индекс коррупции, который в нашей стране все же довольно высок.
Сергей Губанов актёр:
- Сумма, конечно, астрономическая. Видимо Юрий Михайлович Лужков решил построить дороги в США, а потом сказочным образом перевезти их в Москву (смеется). Только так можно расценить заявленную сумму. Я не экономист, конечно, но мне кажется, логических объяснений такой стоимости дорог в Москве нет никаких.
Фото: Dreamstime
Аргументы и факты