Перевезти безопасно
Отечественные производители предлагают довольно внушительную гамму автомобильных полуприцепов-цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов. Тем не менее, чтобы выстоять в усилившейся конкурентной борьбе им приходится обновлять производство, внедрять импортные узлы и агрегаты и приспосабливаться к требованиям изменившихся регламентов.
Для транспортировки и кратковременного хранения топлива приспособлены все выпускаемые цистерны. Ушли в прошлое цистерны, не оснащенные насосом. Привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности (КОМ) автомобильного двигателя. Теме надежности и безопасности транспортировки нефтепродуктов уделяется большое внимание. Большинство решений в конструкции современных цистерн предусматривает обеспечение пассивной защиты от возможного возгорания топлива при дорожно-транспортном происшествии. Внутри цистерны устанавливаются перегородки и волнорезы. Сливные коллекторы и трубопроводы соединены резиновыми компенсаторами, которые могут принять часть нагрузки при столкновении.
Секции больших по объему цистерн в большинстве моделей сделаны автономными, при этом каждая может заполняться различными марками топлива.
Особые требования предъявляются к пожаробезопасности цистерн. Все выпускаемые цистерны должны быть окрашены в ярко-оранжевый цвет. На борту цистерны должна быть нанесена надпись "Огнеопасно". На цистернах выхлопная труба от двигателя базового автомобиля выведена в переднюю часть под бампер.
При транспортировке нефтепродуктов важно не допустить потерь топлива. Стоит учесть, что
основная часть потерь (до 70%) происходит при технологическом цикле перекачки.
Поэтому при разработке новых моделей автоцистерн большое внимание уделяется предотвращению такого рода потерь. Исследования, проведенные в стране, показали, что испарения при перевозке составляют порядка 0,01 кг на один кубометр объема, а вот при наливных и сливных работах они составляют порядка 0,7 кг на кубометр. С увеличением масштаба перевозок топлива такие потери становятся ощутимыми для предприятия.
Одной из мер, которая применялась на цистернах старой конструкции, была система рекуперации. В середине 90-х в конструкция цистерн стали применяться так называемые системы нижнего налива (узаконенные ГОСТ Р 50913-96), которые существенно снизили потери при транспортировке.
В решении проблемы потерь и безопасности сейчас перешли на более высокий уровень, и следующим этапом стало внедрение нижнего налива вкупе с отводом паров при наливе-сливе.
Применяются системы отвода паров из цистерны в подземный резервуар. Усовершенствованы системы беспроливной стыковки, адаптеры с фланцами переменного диаметра, независимые запорные устройства.
Современные цистерны, как правило, имеют круглую, овальную форму, но
все больше производителей отдают предпочтение форме "чемодана".
Юрий Гаврилов, генеральный директор ЗАО "Капри", отмечает:
"Практика эксплуатации цистерн доказала, что наиболее подходящей является форма поперечного сечения в форме "чемодана". Во-первых, ниже центр тяжести, что в лучшую сторону сказывается на устойчивости полуприцепа. Во-вторых, такой полуприцеп ниже, чем аналогичный круглой или овальной формы, что тоже немаловажно. Не всякий сможет на нефтебазе спокойно встать под стойки. В-третьих, он имеет меньшую длину, лучше управляем, что влияет на ходовые качества". Сосуд транспортных цистерн изготавливают из высоколегированной стали либо алюминия.
Сегодня для перевозчиков большой интерес представляют цистерны-полуприцепы большого объема. Малолитражные цистерны на базе автомобилей ЗИЛ и ГАЗ уходят в прошлое, а для функций заправщика все чаще используются импортные шасси.
Для владельцев АЗС наибольший интерес представляют полуприцепные цистерны.
"Самая востребованная на отечественном рынке продукция - это цистерны-полуприцепы для перевозки светлых нефтепродуктов объемом от 25 до 38 куб. м, - отмечает Юрий Гаврилов, ЗАО "Капри". - До недавнего времени они производились исключительно из стали, но в последние годы возрос интерес перевозчиков к цистернам из алюминия. Их потребительские и эксплуатационные качества выше. Они имеют меньший вес, что влияет на снижение себестоимости процесса перевозки. Правда, их цена выше, чем стальных аналогов. Разница в цене для некоторых грузоперевозчиков оказывается существенной".
Как отмечают в приватных беседах владельцы станций, алюминиевые цистерны хотя и окупаются быстро за счет снижения снаряженной массы автопоезда, все же ее применение сдерживается психологическим фактором - стальная цистерна привычнее и считается более надежной. Хотя ресурс алюминиевой цистерны составляет 15 лет, при этом она не теряет товарного вида в течение всего срока эксплуатации. Среди перевозчиков бытует мнение, что алюминиевые цистерны необходимо эксплуатировать на дорогах с качественным покрытием.
Рыночные реалии полуприцепной техники
Еще семь-восемь лет назад более половины производимых в стране цистерн для перевозки нефтепродуктов приходилось на Нефтекамский завод. Однако со временем произошло перераспределение рынка. Сейчас активно на рынке работают более десятка производителей цистерн для транспортировки и временного хранения светлых нефтепродуктов.
Однако производство на Нефтекамском автозаводе не стоит на месте. Сейчас оно выпускает большую номенклатуру автоцистерн на шасси КАМАЗ вместимостью от 7 куб. м до 17 куб. м, в исполнении с насосом, без насоса и в качестве автозаправщика с топливораздаточной аппаратурой. Стальные цистерны бензовозов из Нефтекамска овального сечения. В номенклатуре предприятия широкий модельный ряд полуприцепов. Самой большеразмерной цистерной старейшего отраслевого предприятия является алюминиевая модель НЕФАЗ-96893, изготовленная совместно с компанией Willig объемом 38 000 л. Трехосный прицеп (с подъемной первой осью) рассчитан на работу в тандеме не только с тягачом КАМАЗ, но и с другими зарубежными тягачами с колесной формулой 6х4. Возможна установка дополнительных опций: пластиковых пеналов Roweko, огнетушителей в ящиках Daken или Bawer, пластиковых ящиков ЗИП Daken, компактного топливораздаточного оборудования "НараМобилЭко".
Однако наиболее массовая линейка этого предприятия представлена десятком моделей со стальными цистернами овального сечения вместимостью 16,6 - 33,5 куб. м . Для всего ряда завод использует балансирную подвеску на полуэллиптических рессорах. Типовой "портрет" нефтекамской цистерны представляет собой стальной корпус овальной формы, состоящий из двух отсеков. Каждый отсек оборудован горловиной с наливным люком, дыхательными клапанами, датчиками уровня топлива с контрольными приборами. Цистерны оборудованы ящиками ЗИП, пеналами для укладки рукавов, площадкой безопасности в зоне горловины с поручнем и лестницей. Технологическое оборудование включает в себя центробежный насос. Опорное устройство может использоваться в случае отцепа тягача. Тележка цистерны двуосная с двускатной ошиновкой.
Как уже отмечено выше, предприятие не стоит на месте и работает над новинками. В частности представлена 32-кубовая алюминиевая цистерна НефАЗ-Willig, которая, как и старшая 38-кубовая, изготовлена из алюминия. Такая цистерна предназначена для работы в паре с тягачами 6х4 как отечественными, так и зарубежного производства. Еще одно отечественное предприятие с историей и претендующее на звание лидера - ГрАЗ . Расположено в поселке Грабово Пензенской области. В его модельном ряде как топливозаправщики (завод-производитель аэродромных топливозаправщиков), цистерны "соло", так и полуприцепная техника для перевозки светлых нефтепродуктов. Пензенское предприятие одним из первых освоило выпуск цистерн чемоданного сечения.
Что касается цистерн-полуприцепов, то в модельной линейке предприятия их насчитывается более трех десятков.
Полуприцепы-цистерны предназначены для транспортировки и кратковременного хранения светлых нефтепродуктов. Объем от 17 до 40 куб. м. Цистерны используются с тягачами МАЗ, КамАЗ, MAN, Scania. Количество отсеков - от двух до пяти в зависимости от объема. В стандартную комплектацию полуприцепа входят донные клапаны Niehuser, БРС Elaflex, алюминиевые крышки горловин. Заводом используются двух-трехосные тележки МАЗ, Cat, BPW, в том числе с подъемной передней осью. Предприятие, которое выпускает обширную номенклатуру изделий и специализируется на производстве емкостей для жидких нефтепродуктов ОАО "АлексеевкаХИММАШ". Этот завод выпускает весьма внушительную гамму топливозаправщиков. В номенклатуре более 30 моделей как на отечественных, так и на зарубежных шасси, объемом от 12 до 20 куб. м.
Однако это предприятие из Белгородской области до сих пор делает ставку на стальные цистерны и имеет более 30 видов полуприцепов-бензовозов, при этом потребителю предлагаются цистерны с рабочим объемом до 45 куб. м. Основной конструктив цистерн - сосуд чемоданного сечения, материал - сталь 09Г2С. На самых "старших" моделях объемом 40 и 45 куб. м - цилиндрическое сечение. Практически каждая модель имеет рамную и несущую конструкцию. В полуприцепах использованы оси - BPW, SAF, CAT. На некоторых моделях применяются и отечественные оси Тонар, СЗАП.
Цистерны оснащаются системой нижнего налива и рекуперации паров. Конструкция люков сводит к минимуму пролив нефтепродуктов при опрокидывании цистерны.
Новая волна
Рост объемов потребления нефтепродуктов, спровоцированный ускоренной автомобилизацией страны, вызвал к жизни появление новых производств автоцистерн. Завод "Бецема" из подмосковного Красногорска специализируется с 1993 года на выпуске цистерн. В модельном ряду предприятия есть автопоезд для перевозки светлых нефтепродуктов БЦМ-174 и прицеп БЦМ-175. Использование автомобильных шасси от большой европейской семерки позволило предприятию создать и освоить выпуск большеобъемных полуприцепов-цистерн. Сосуд цистерны бензовоза изготавливается из стали или алюминиевого сплава. Обязательно оснащается крышкой заливной горловины, дыхательным клапаном, запорными элементами и т.д. Дополнительно может быть установлено разнообразное оборудование, такое как насос, счетчик, узел выдачи топлива, система рекуперации паров, система нижнего налива и т.д. Модельный ряд насчитывает 14 полуприцепов. "Бецема" позиционирует свою продукцию в верхнем ценовом сегменте.
Чебоксарское предприятие "Сеспель" - самое молодое предприятие в отрасли. Серийное производство здесь было запущено еще в докризисный 2007 год. В цехах предприятия установлено самое современное европейское оборудование. Это позволяет чебоксарскому заводу выпускать современный модельный ряд цистерн при невысокой численности производственного персонала. Здесь освоен выпуск алюминиевых цистерн объемом 28/30/32/38 куб. м. Сосуды этих цистерн изготавливаются из алюминия, Оснащаются крышкой заливной горловины, дыхательным клапаном, запорными элементами. Дополнительно может быть установлено разнообразное оборудование: насос, счетчик, узел выдачи топлива, система рекуперации, система нижнего налива. Самая старшая модель алюминиевой гаммы - индекс "964843" характеризуется "самонесущей" конструкцией, предназначена для перевозки, временного хранения и перекачивания светлых нефтепродуктов плотностью до 860 кг/куб. м, транспортируется седельным тягачом колесной формулой 4х2 и высотой седельно-сцепного устройства - 1250-1350 мм и может выполнять загрузочно-разгрузочные операции. Верхний налив через люки крышек горловин производства Civacon. А также раздельный гравитационный слив на левую или правую сторону через шаровой кран Ду-80. Чебоксарское предприятие выпускает и стальную гамму полуприцепов, состоящую из девяти моделей объемом 23/25/28/30/35/38/40 и 45 куб. м.
Современное производство цистерн имеется и в Северо-Западном регионе. ЗАО "Капри" с 1993 года разрабатывает и производит автоприцепную технику для перевозки нефтепродуктов. Предприятие располагает собственным производством, оснащенным зарубежным оборудованием, а разработка конструкции цистерн ведется в системе трехмерного параметрического проектирования.
Юрий Гаврилов, генеральный директор предприятия, отмечает:
"Сейчас на мощностях собственного производства выпускаются полуприцепы-цистерны объемом от 25 до 38 куб. м. По масштабам являемся средним предприятием в отрасли. Мы изначально позиционируем свою технику в более высоком ценовом сегменте". Петербургский завод производит как стальные цистерны, так и из алюминия. Используются оси BPW, SAF, "Тонар" с пневмо-рессорной подвеской, укомплектованные шинами Michelin".
На производство полуприцепной техники влияют принимаемые технические регламенты. Так, в Правилах перевозки грузов, утвержденных правительством РФ в прошлом году, вводятся ограничения на предельно допустимые массы транспортных средств. Согласно этим правилам, трехосный автопоезд имеет предельную массу 28 т, четырехосный - 36 т, а пятиосный и более - 40 тонн.
Фото: ЗАО "Капри"
Auto-sib.com