Гонка на экскаваторах
Отечественные производители дорожно-строительной техники не выдерживают конкуренции со стороны зарубежных компаний. Устранить моральное отставание в короткие сроки получится у единиц.
По данным Росстата, производство техники для строительства и обслуживания дорог в России в 2011 году выросло на 19% по сравнению с 2010-м (учитывались бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, фронтальные погрузчики и машины для городского коммунального хозяйства; официальной статистики по узкоспециализированному оборудованию типа асфальтоукладчиков или дорожных фрез нет).
Наибольший прирост продемонстрировал сегмент бульдозеров - плюс 90%, а вот выпуск экскаваторов и фронтальных погрузчиков сократился на 5,5 и 21% соответственно.
Показатели уральских предприятий так же неоднородны. Уралвагонзавод (УВЗ) выпустил всего восемь экскаваторов против 21 в прошлом году (в линейке есть еще несколько моделей тракторов и малогабаритных погрузчиков, но мы их не рассматриваем). В компании отмечают, что это связано, в частности, с переводом производства дорожно-строительной техники на "дочку" - ЧТЗ. Сам ЧТЗ, по словам генерального директора Семена Млодика, планировал выпустить продукции на 9 млрд рублей (+40%). В рассматриваемом сегменте он производит бульдозеры массой от 18,7 до 24,5 тонн, фронтальные погрузчики с объемом ковша от 1,6 до 3,6 кубометра и экскаваторы.
Продажи дорожно-строительной техники пермского холдинга "Мотовилихинские заводы" (МЗ, в состав акционеров предприятия в начале года вошел УВЗ) сократились на 15,6%: 260 млн рублей в 2011 году против 308 миллионов в 2010-м. В ассортименте - машины для всесезонного содержания дорог, многофункциональные экскаваторы-планировщики. По Курганскому заводу дорожных машин (уборочная техника, автогудронаторы, битумовозы) известны лишь плановые показатели. Объем реализации на 2011 год составляет 415 млн рублей (+66%).
На территории Урала и Западной Сибири есть еще три крупных предприятия, итоги работы которых нам не удалось выяснить. Это завод "Челябинские строительно-дорожные машины" (ЧСДМ, входит в группу ГАЗ, выпускает фронтальные погрузчики с ковшом от 1,8 до 5,1 куба и автогрейдеры; прирост продаж спецтехники в целом по группе составил 15%), Уральский машиностроительный завод (Челябинская область; производит бульдозеры) еще несколько видов обслуживающей техники выпускал завод "Автомобили и моторы Урала" (Новоуральск), в отношении которого введено конкурсное производство.
Развитие рынка в 2011 году стимулировали три ключевых фактора.
Во-первых, на 11% увеличились расходы консолидированного бюджета РФ на дорожное хозяйство. Объемы строительства и ремонта растут, хотя и не во всех регионах. Во-вторых, год оказался насыщенным на международные поставки. Вот далеко не полный перечень контрактов: МЗ совместно с компанией "КамАЗ-Инжиниринг" отправил почти 60 комбинированных машин в Казахстан, ЧСДМ - 90 фронтальных погрузчиков общей стоимостью 10 млн долларов на Кубу, ЧТЗ - 100 бульдозеров Б10М в Туркменистан. Курганский завод дорожных машин поставил около 30 единиц техники для перевозки жидких битумных материалов в Белоруссию. Третий фактор - удручающее состояние парка спецтехники: по словам директора по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании Владимира Добровольского,
износ основных средств у предприятий, занимающихся ремонтом и обслуживанием дорог, в некоторых регионах достигает 60%.
Бери больше:
Несмотря на многочисленные стимулы для роста рынка, ни одному из сегментов не удалось восстановиться после кризиса. Производство автогрейдеров в 2011 году по сравнению с 2007-м сократилось на 8%, коммунальных машин - на 23%, бульдозеров - в два раза, экскаваторов - в три, погрузчиков - в 3,8 раза. На наш взгляд, вернуться в прежние объемыпроизводителям будет крайне трудно - слишком сильна конкуренция со стороны иностранных компаний.
- В сегодняшнем парке дорожно-строительной техники России на зарубежные машины приходится менее 30%. Но если говорить о структуре потребления, то картина существенно меняется.
По итогам 2010 года доля импорта на российском рынке составила 72,7%,
- отмечают в маркетинговой компании Global Reach Consulting. - В 2011-м, согласно нашим расчетам, количество машин отечественного производства продолжило снижаться. В 2010 году максимальная доля импорта наблюдалась в сегменте строительных погрузчиков (95%), башенных кранов (75%), бульдозеров (71%) и экскаваторов (67%). Соответственно, наши производители доминировали в сегменте автокранов (88%), автогрейдеров (78%) и бетоносмесителей (87%). Стоит отметить, что в стоимостном выражении доля импортной техники значительно выше, поскольку она в разы дороже машин, произведенных в России.
Яркая иллюстрация стремительной экспансии зарубежных компаний - крупнейший отечественный производитель катков "Раскат" (Рыбинск): в 2009 году на него приходилось 45% продаж катков в России, в 2010-м - 22%.
Иностранные производители объемы продаж в России не раскрывают, но их интерес к нашему рынку очевиден. Например, недавно британская фирма JCB объявила, что построит в Екатеринбурге техноторговый центр, который станет самым большим в ее структуре. Опрос десятка крупных дорожно-строительных компаний Урала показал, что уже сейчас их парки на 70-90% сформированы из иностранных брендов.
Руководители объясняют выбор одинаково: производительность, долговечность и эргономика импортной техники настолько выше нашей, что оправдывает дороговизну.
Начальник отдела НИОКР, главный инженер проектов дорожного отдела "УралгипродорНИИ" Сергей Кривошеев отмечает, что покупать иностранное оборудование приходится и в том случае, если компания внедряет новые технологии:
- В связи с незначительным объемом финансирования и выполнения отечественных научных исследований, большая часть инноваций в дорожном хозяйстве России - это адаптация зарубежного опыта. Если их реализация изначально связана с использованием новых машин и механизмов, то почти всегда они импортные.
Примерами безальтернативной зарубежной техники являются ресайклеры (машины для холодной регенерации асфальтобетона и укрепления грунтов), навесное оборудование экскаваторов для глубинной стабилизации грунтов, модернизированные асфальтоукладчики.
Вероятно, отечественные аналоги зарубежной дорожно-строительной техники появятся, но только после того, как новые технологии получат у нас широкое применение, пройдя стадию опытно-экспериментального внедрения.
В дорожно-строительной компании "Автобан" приводят другой пример:
- Мы активно используем планировочную и профилировочную технику с 3D-системами автоматического управления на основе технологий GPS/ГЛОНАСС. При этом рабочий орган, формирующий земляное полотно и основание дорожной одежды, управляется не человеком, а спутником. Эта технология позволяет создавать поверхности практически любой формы без геодезической разбивки и минимизировать технологические допуски по толщине слоев щебеночного основания с 5 до 1 см. Это оборудование достаточно дорогое и устанавливается только на импортную технику. Во всяком случае, пока.
:кидай дальше
По прогнозу Global Reach Consulting, рынок дорожно-строительной техники в России в краткосрочной перспективе ежегодно будет расти на 11-18%. Смогут ли отечественные производители воспользоваться возможностью? Для этого им в первую очередь нужно выводить на рынок новые продукты и модернизировать существующие.
Первый путь - собственная разработка. На УВЗ отмечают, что к недостаткам их экскаваторов можно отнести несовременную конструкцию и дизайн, высокий в сравнении с зарубежными аналогами расход топлива. "В сущности, для нас приоритетна не модернизация, а смена модельного ряда, в этом направлении и ведется работа", - говорят в пресс-службе корпорации. Также инвестиции в 15 млрд рублей в ближайшие три года будут направлены на модернизацию ЧТЗ. Синергетический эффект может дать и объединение УВЗ с ЧТЗ и Мотовилихой.
Второй путь - сотрудничество с иностранными компаниям. Его активно налаживают производители грузовых автомобилей и автобусов. В качестве примера можно привести совместное предприятие группы ГАЗ и американской корпорации Terex, соглашение о создании которого было подписано летом прошлого года:
- В сотрудничестве с Terex группа ГАЗ при относительно небольших инвестициях сможет привлечь инновационные западные технологии, развить собственные инженерные и конструкторские компетенции. Также СП позволит разрабатывать дорожно-строительную технику нового поколения, в том числе в несвойственных для группы сегментах, и обеспечить высокую конкурентоспособность отрасли в долгосрочной перспективе, - отмечают в пресс-службе компании.
Совместную работу с американской компанией Caterpillar (СAT) анонсировали на ЧТЗ, но подробности и сроки начала нам не известны.
Кроме этого, в условиях острой конкурентной борьбы производителям стоит уделить особое внимание работе по государственным контрактам (они интересны с той точки зрения, что бюджетные деньги выделяются на закупку только отечественной техники) и экспорту (российская продукция пользуется спросом в странах СНГ и третьего мира). "В условиях спада продаж внутри страны экспорт приобретает особое значение. Только мобильность производства, соответствие международным стандартам качества и ориентированность на потребителя позволят успешно работать в данном сегменте", - подтверждают на УВЗ.
На наш взгляд, предприятиям необходимо расставить приоритеты, опираясь на текущую конкурентоспособность техники и финансовые ресурсы: в какие сегменты производства инвестировать в первую очередь, на какие рынки ориентироваться. Возможно, узкая специализация в перспективе даст некоторым из них больший эффект, чем попытка борьбы с мировыми лидерами.
Фото: Уралвагонзавод
Эксперт