Транспортные проблемы цементников
Российские производители цемента уверены, что в текущем году реальные объемы потребления этого строительного материала по темпам прироста могут превзойти все ожидания и составить более 61 млн. тонн. Это на 9% выше показателей 2011 года. Свои прогнозы специалисты, прежде всего, связывают со значительным ускорением темпов капитального и дорожного строительства в стране. Однако серьезным фактором риска, сдерживающим развитие отечественной цементной отрасли, остается проблема транспортировки.
В результате заводам пришлось до 60% всего цемента отправлять автотранспортом, которого также не хватило всем желающим.
По статистике, цена на цемент с автодоставкой поднялась почти в 3 раза по сравнению с весной 2011 года. Транспортный коллапс продолжался до самого октября.
Решение логистических проблем участники рынка видят в увеличение парка цементовозов как у потребителя, так и у производителей цемента. Однако этот метод нельзя считать универсальным, поскольку автоперевозка на дальние расстояния обходится слишком дорого. К тому же по правилам, установленным Росавтодором, эксплуатация крупнотоннажных грузовиков на федеральных трассах при температуре свыше 35 градусов запрещена, что летом становится серьезной проблемой в процессе перевозки.
Управлять собственным парком железнодорожных вагонов может далеко не каждый завод-производитель цемента. Для этого необходимо закупить дорогостоящие хоппер-цементовозы и маневровые локомотивы, создать собственное депо, диспетчерскую и ремонтные службы. Затраты на реализацию такого проекта будут соизмеримы со строительством нового цементного завода.
- Оптимальный вариант решения проблем транспортировки - это более активно работать с заказчиками своего региона и развивать собственный логистический центр, считает Игорь Дунаев, технический директор ОАО "Цемент", к.т.н. - Так, начиная строительство Бабиновского завода, мы в первую очередь продумали систему логистики товара. Предприятие находится всего в 5 км от карьера, где будет добываться сырье, и в непосредственной близости от федеральной трассы М10 (E105): Москва-Санкт-Петербург ("Россия") и Санкт-Петербург-Выборг ("Скандинавия"). Это позволит максимально упростить отгрузки цемента заказчикам.
Располагаясь всего в 100 км от Санкт-Петербурга - экономического центра Северо-Западного региона, где темпы строительства постоянно ускоряются, предприятие может рассчитывать на обширный пул клиентов. Подтверждение тому - серьезные предварительные договоренности, которыми заручился завод еще на этапе строительства.
Что касается собственного логистического центра, то планируется закупить около 80 цементовозов, а также провести ряд мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры. В частности, будут организованы грузоперевозки через железнодорожную станцию "Торфяное" и обеспечен выход к портам Финского залива. Все это сделает систему поставки цемента, произведенного БЦЗ, эффективной и выгодной для потребителя.
Фото: Автоспецстрой
Стройпульс