"Дорога жизни" в Кыргызстане нуждается в срочной реконструкции
Депутаты Кыргызстана в срочном порядке требуют выделить деньги на реконструкцию главной магистрали республики. Трасса Бишкек-Ош (ее еще называют "дорогой жизни") считается стратегической. Это единственный путь, который соединяет север и юг страны. Однако последний раз капитальный ремонт здесь проводили 12 лет назад. Тогда потратили 400 миллионов долларов. Для Кыргызстана сумма внушительная. Корреспондент МТРК "Мир" Александра Мучкина отправилась из Бишкека в Ош, оценила состояние дороги и нашла там Париж.
До этого поста из столицы мы добирались чуть больше часа. На этом месте мы говорим "до свидания цивилизация" и "здравствуйте" одному из самых красивейших и опасных перевалов во всем центрально-азиатском регионе.
Тоо Ашу, что означает Верблюжий перевал, и красивый, и коварный одновременно. Резкие повороты, крутые подъемы - новичкам сюда лучше не заезжать. Поломанные машины по пути встречаются чуть ли не на каждом километре.
Что случилось, водители рассказывать не хотят. Судя по набитому продуктами грузовику, машина перегружена. Из-за этого колесо и лопнуло. По правилам возить можно не больше 44 тонн, многие этим злоупотребляют. Дорожное полотно постепенно превращается в сито.
Двухъярусная кровать, карманный телевизор и обязательно домашняя еда. Именно эти вещи выручают водителей во время пути.
Фура с окороками стоит уже двое суток. Обычно в поездку отправляются два человека. Скорость через перевал не больше 20 километров в час. Сейчас водители ждут, когда им из города привезут нужную деталь. Благо, уехали недалеко.
Трасса Бишкек-Ош не просто соединяет север и юг республики. Эта дорога кормит тысячи дальнобойщиков. Они возят бензин, продовольственные товары, овощи, фрукты, сено, животных - все что угодно. Эту трассу обслуживают сотни человек. Оставить после себя память в виде мусора, кажется, многие считают долгом. Пакеты, бутылки, памперсы: Отдельным пунктом идет уборка дороги.
Если камни не убрать, другой водитель может не увидеть, наехать и порвать поддон машины. И тогда тут уже придется вызывать эвакуатор. А бывают и аварии пострашнее. Тогда приходится вызывать спасателей. Ранней весной на этих перевалах сходят десятки лавин, под завалами погибают целые семьи.
Самое страшное происшествие в этом году. Под завалами оказалось сразу две машины. Погибли три человека. Специалисты говорят, надо строить лавинные галереи. Сейчас их всего 6. Причем стоят они с 50-х годов, ещё российские строители поставили. С тех пор ни одной новой не сделали, хотя лавиноопасных участков на трасе много.
Тут не ловят мобильные телефоны и нет магазинов. Только горы и сложные серпантины. А ещё заложены уши, ведь мы поднялись на высоту более чем 3 тысячи над уровнем моря.
Нестарому Одиссею подъем на вершину перевала оказался не под силу. Но дальше уже будет легче. Сейчас длинный тоннель - три километра - и дорога пойдет вниз. Кстати, следит за этим горным коридором целая бригада рабочих. Местные никогда не забудут, как 10 лет назад тут случилась настоящая трагедия. Посередине тоннеля заглохла машина. Образовалась пробка. "Машины, которые ехали сзади, получили угарный газ. Были человеческие жертвы", - рассказывает главный специалист тоннельной службы дирекции Бишкек-Ош Эсенбек Алтымышев.
Экологического поста перед перевалами явно не хватает. Загазованность внутри тоннеля очень сильная. 5 минут и у людей кружится голова.
Вот она непредсказуемость горных дорог. С той стороны тоннеля ещё светило солнце, с этой уже идет град. Зато скот сюда гонят отовсюду. На этих горных склонах трава самая сочная. Молоко жирное и экологически чистое. Местные жители завлекают к себе в юрты клиентов так называемой кумысо-терапией. Кукун апа, к примеру, лечится тут уже 6 дней. "Мне операцию сделали два месяцаназад. Врачи сказали, чтобы быстрее все зажило надо сюда приехать и питаться только кобыльим молоком и кумысом", - говорит Кукун Жумабекова.
10 дней терапии на свежем воздухе стоит чуть больше 100 долларов. Зато организм очищается от всех шлаков. Вдали от цивилизации Зейне скучать некогда. Она с утра до вечера делает кумыс. Чтобы молоко хорошо взбить, надо протолочь его в специальной ступе несколько часов. В день получается около 50 литров. Товар раскупают почти сразу. "Мы работаем тут только в летний период. Потом собираем юрту и уходим в село. Живем на заработанное весь год", - говорит Зейне Тайпердиева.
Таких мини-лечебниц на спуске с перевала попадается ещё с десяток. После долгой дороги через перевалы мы попадаем в Суусамырскую долину. Недалеко виднеется первый островок цивилизации. Это место в народе называют Париж.
Париж, потому что когда едешь по дороге ночью, неожиданно во тьме появляется яркий островок жизни. Тут можно и машину починить, перекусить и даже переночевать. Кстати, ночлег местные жители чаще всего путникам предоставляют бесплатно.
Вот он основатель кыргызского Парижа. Баиш байке приехал на Суусамыр 20 лет назад, чтобы пасти овец и закрутилось. Сегодня у него и своя автомастерская, и автомагазин, и кафе.
Маленький кыргызский Париж стал центром трассы Бишкек-Ош. Здесь и дорожно-патрульная служба следит за порядком на трассе. Неподалеку, активно ремонтируют дорогу.
Дождь и снег тут бывает практически каждый день. Зимой на Суусамыре температура опускается до - 50. Дорога промерзает, трескается, летом её размывают дожди. Новое дорожное полотно тут стелили больше 10 лет назад. Ремонтные работы ограничиваются пока только латанием миллиона ям. Водители знают ни одну историю, когда из-за этих самых ям, случались аварии.
Впереди гора Тоо Ашу. Верный признак - подъезжаем к Ошу. 13 часов в пути, 600 км по стратегической трассе или, как говорят в Кыргызстане, дороге жизни.
Фото: President.kg
МТРК Мир