"Транснефть" обвинила РЖД в монополизме
Спор двух транспортных монополий грозит срывом экспортных поставок нефти по ВСТО. "Транснефть" обвинила РЖД в монополизме, из-за того что компания ввела лимиты на оформление вагонов. В итоге на станции Грузовая скопилось огромное количество составов для нефти, что ставит под угрозу график отгрузки танкеров в порту Козьмино. РЖД парируют: заявки на вагоны не были оформлены вовремя. Это уже второй конфликт между нефтяниками и железнодорожниками в этом году.
В конце июля РЖД, используя свое монопольное положение, в одностороннем порядке ввели лимиты на оформление порожних вагонов по станции Грузовая (принадлежит "Востокнефте-трансу" - "дочке" "Транснефти") и ограничили маршруты движения вагонов, сообщает "Транснефть-Логистика". В результате, утверждает компания, работа станции парализована, прием груженых нефтью составов остановлен. Таким образом, 15 груженых составов в настоящее время стоят на путях.
Перебои в движении и непредсказуемость действий со стороны РЖД побуждают "Транснефть" содержать парк вагонов "с запасом", пояснил РБК daily представитель "Транснефть-Логистики". До ввода второй очереди ВСТО, который запланирован на осень, "Транснефть" поставляет нефть по железной дороге от станции Сковородино в Амурской области до морского терминала Козьмино, откуда она экспортируется на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (15 млн т ежегодно).
С 1 апреля транспортная монополия ввела полный запрет на погрузку нефти в вагоны-цистерны, которые по документам заводов-изготовителей не предназначены для перевозки темных нефтепродуктов. Для "Транснефти" этот запрет распространился не на все цистерны, а только на произведенные украинским "Азовмашем". Более тысячи из них компания использовала по данному маршруту и высказывала опасения, что ограничение серьезно подорвет поставки нефти по ВСТО. Однако благодаря вмешательству правительства цифру удалось уменьшить до нескольких сотен. В результате "Транс-нефти" пришлось в авральном порядке заменять выпадающий парк вагонами других производителей.
Нынешняя ситуация, по мнению трубопроводной монополии, ставит под угрозу график отгрузки танкеров в порту Козьмино и выполнение экспортной программы. В "Транснефть-Логистике" считают, что подобные действия РЖД ставят под сомнение законность их оснований и противоречат заключенным между РЖД и "Транснефтью" договорам. Компания намерена обратиться в ФАС и транспортную прокуратуру с жалобой на железнодорожников. Получить комментарий антимонопольного ведомства вчера не удалось.
В РЖД подтверждают, что ситуация со скоплением вагонов действительно существует. Однако причина ее в том, что операторы не имеют заявок на перевозку груза. Сейчас на Грузовой простаивает 800 порожних вагонов в ожидании оформления перевозочных документов операторами. "Работа станции парализована. Планируемая выгрузка составляет всего 250 вагонов при норме 720", - говорят в РЖД. Выходом из ситуации могло бы стать оформление вагонов в адреса других станций сети или на отстой на инфраструктуре дорог. Соответствующие письма направлены главам "Транснефти", "Транснефть-Логистики" и "Востокнефтетранса", говорится в сообщении РЖД. Представитель "Транснефть-Логистики" не согласен с обвинением. "Все документы были оформлены надлежащим образом и согласованы в июле с РЖД", - сказали РБК daily в компании.
Ведущий эксперт центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что проблемы логистики подвижного состава начались после разделения бизнеса РЖД. Реформа железнодорожников испытывает сложности из-за ряда несогласованностей в организации всего процесса грузоперевозок, полагает эксперт. Но основные проблемы возникают из-за конфликта интересов двух компаний. Еще в 90-е годы РЖД выступали против строительства этого трубопровода, желая сохранить за собой стратегический маршрут, а "Транснефть", в свою очередь, пытается снизить тарифы на транспортировку за счет нефтепровода, отмечает г-н Абзалов.
РБК
