← Логистика, грузы

Вошедший на днях в строй грузовой порт "Сочи Имеретинский" во многом уникален

Вошедший на днях в строй грузовой порт "Сочи Имеретинский" во многом уникален
Во-первых, в постсоветском пространстве порты в России вообще не строились, а элементы портовой инфраструктуры в Луге Ленинградской области строятся уже несколько лет, и это несмотря на то, что порт расположен в устье реки, а значит, нет влияния моря и необходимости ограждать сооружения. Во-вторых, таких портов вообще нет в мире. Как правило, погрузочно-разгрузочные терминалы строятся под конкретные грузы. "Сочи Имеретинский" универсален: подготовка к Олимпиаде-2014 требует умения принимать и размещать и контейнеры, и щебень, и цемент, и металл - причем в постоянно меняющихся объемах.
Тот, кто был здесь лет пять назад, не узнает этого места и не поверит, что за такой короткий срок можно было столь неузнаваемо изменить прибрежную полосу. Когда-то здесь, в болотистых зарослях, гнездились перелетные птицы, переквакивались лягушки, проносились над землей утки, спасаясь от охотничьей дроби. Сегодня подпирают небо мощные портовые краны, у причалов и на рейде - сухогрузы. По надписям о портах приписки можно воочию убедиться: сочинскую Олимпиаду строит не только вся страна, помогает ей в этом добрая часть мира.
Строительство порта "Сочи Имеретинский" на сегодня - наиболее удачный пример государственно-частного партнерства. Объект строился двумя заказчиками - федеральным агентством "Росморречфлот" и ООО "Порт "Сочи Имеретинский", входящим в состав группы компаний "Базовый элемент" и специально созданным для реализации этого проекта в ноябре 2007 года. В январе 2008-го заключен контракт на выполнение проектных работ, и уже через три месяца он был готов, а к концу того же года получено и разрешение на строительство - сроки, действительно, уникально короткие. В полном смысле слова "олимпийские". Впрочем, тот факт, что параллельно возводимый порт должен был обеспечивать грузами олимпийские объекты, безусловно, усложнял строительство.
- Перед нами была поставлена главная задача: как можно быстрее начать прием груза, - рассказывает генеральный директор ООО "Порт "Сочи Имеретинский" Владимир Шеянов. - Для этого мы должны были построить первые причалы на полузакрытой территории: федеральные власти вели строительство мола. В первую очередь построили четвертый, пятый и 150-метровый причалы. Они были введены в эксплуатацию в апреле 2010 года. Возникало очень много вопросов. Если бы грузы шли только из нашей страны, то многих проблем просто бы не было, но подавляющее большинство их прибывало из-за рубежа. Соответственно, должен быть пункт пропуска через государственную границу с присутствием пограничных и таможенных служб, санитарного и всех других видов контроля, которые положены на пересечении границы. Надо было одновременно и строить, и эксплуатировать, и все время работать на опережение, а значит, принимать нестандартные решения.
Работа была сложной, потому что практически на каждом этапе не попадала под классически установленные решения и правила.
Тем не менее первую очередь сдали в 2010 году. Дальше строили и вводили в эксплуатацию причал за причалом: Шестой причал позволил принимать паромы из Новороссийска. Работать стало легче. К тому же, порт сильно разгрузил автомобильную дорогу Джубга - Сочи, которая изначально не была рассчитана на столь интенсивную работу с такими нагрузками.
Казалось бы, все шло хорошо, сроки выдерживались, но в декабре 2009 года грянул шторм. Да еще какой! Часть еще недостроенного порта буквально разметало по акватории.
- Такого шторма я больше ни разу не видел, - говорит строи-тель Иван Осипов. - Работаю здесь не первый год, но чтобы море так разбушевалось, даже представить себе не мог. Трудно передать словами чувства, когда на твоих глазах пропадают результаты тяжелого годовалого труда.
Практически все разрушения находились в "федеральной части" - это несколько секций ограждающих конструкций, строительство которых еще не было закончено, и именно они должны были принимать удар волны. Береговая часть объекта пострадала меньше. Все риски были застрахованы - компания "Ингосстрах" возместила подрядчикам убытки. Строительные работы по ограждающему молу были возобновлены. Безусловно, строители получили массу дополнительных проблем. То, что разрушилось, упало в воду, очень быстро затягивалось песком, и для того чтобы поднять со дна обломки и очистить место для новых работ, нужны были водолазы. Было несколько десятков бригад, которые из-под песка доставали обломки - колоссальная работа огромной сложности. Потом надо было погружать новые сваи. Одно дело строить в чистом месте, где нет разрушений, совсем другое - там, где они есть. Практически весь сезон 2010 года был посвящен ликвидации последствий шторма, что очень усложнило работу, но строители с этим справились. Одновременно работал порт, принимая грузы для Олимпиады.
Что же представляет собой порт сегодня? Проектная мощность - пять миллионов тонн грузов в год. Максимальная глубина у причалов и в акватории - 9,2 метра. Инвестиции в строительство составили шесть миллиардов рублей. Возведено восемь универсальных причальных сооружений для приема генеральных и навалочных грузов, построены береговые укрепления и инфраструктура.
Сегодня порт работает на Олимпиаду. Но все - даже самое хорошее - когда-нибудь проходит. Неужели и этот удивительный порт будет забыт и заброшен? Его проектировщики и создатели уверены, что ни в коем случае.
Отгрузка материалов прекратится в декабре 2013 года, после этого порт превратится в яхтенную гавань. Проектная вместимость марины составит 600 - 700 стояночных мест. Ориентировочный объем инвестиций, который может потребоваться на перепрофилирование, - от 50 до 100 миллионов евро в зависимости от проекта, который сейчас находится на стадии разработки. Группа "Базовый элемент" ведет подготовку проекта совместно с ведущими операторами европейских марин, которые возьмут на себя управление, привлечение клиентов, обеспечение качественного сервиса и техническое обслуживание яхт. Марина расположится рядом с олимпийской деревней, которая после Игр станет частью всесезонного курортного комплекса "Сочное".
Фото: Ampsochi.ru
Кубанские новости