Газомоторному топливу открыли дорогу
В июле текущего года Президент РФ Владимир Путин поставил подпись под новым федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...". Немного ранее изменения прошли обе палаты Федерального собрания РФ. Документ включает статьи, в которых содержатся меры, призванные стимулировать производство и использование газомоторного топлива и газовых смесей, а также выпуск и внедрение транспортных средств, работающих на нем.
Таким образом, существенно расширяется номенклатура моторного топлива и увеличивается количество мероприятий, способствующих его внедрению в субъектах Российской Федерации. Причем к процессу будут активно привлекаться муниципальные образования. Документ уже вступил в силу.
Между тем, эксперты с нетерпением ожидают результатов работы принятого документа и отмечают, что главные законодательные инициативы еще впереди. Они указывают на то, что правительство РФ регулярно возвращается к вопросу внедрения газомоторного топлива и первая редакция закона была предложена законодательному собранию РФ еще в 1996 году. Он быстро был отклонен. Затем был проект федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива", который был принят Государственной Думой РФ, но отклонен Советом Федерации. Согласительная комиссии устранила шероховатости, но проект зарубил Президент России Борис Ельцин. Далее, депутаты предложили проект закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива". Он претерпел ряд изменений и прошел чтения, но был заблокирован Правительством РФ и, в итоге, отклонен Думой. Аналитики в один голос заговорили об очередной победе "нефтяного" лобби среди депутатов.
По мнению экспертов, документ был очень необходим, хотя бы потому, что содержит терминологию, так до сих пор не принятую на высоком официальном уровне.
Топливная классификация
Так газовое моторное топливо, согласно проекту закона, состоит, во-первых, из компримированного природного газа, во-вторых, из сжиженного природного газа, в-третьих, сжиженного углеводородного газа. Все они применяются в двигателях теплового сгорания различного назначения. Отметим, компримированный или сжатый природный газ (англ. CNG - Compressed natural gas) содержит 98% метана. Сжиженный природный газ (англ. LNG - Liquefied natural gas) состоит из метана - от 70% до 90%, который подвергли сжатию и последующему охлаждению. Сжиженный нефтяной или углеводородныйгаз (англ. LPG - Liquefied petroleum gas) включает смесь бутана, пропана и 1% непредельных углеводородов (ацетилен, диен, этилен). Специалисты отмечают в газомоторном топливе более высокое октановое число, чем "обыкновенном" бензине. В нем содержится меньшее количество органических соединений. Все это создает благоприятные условия для лучшего смешивания горючей смеси с воздухом. В результате чего топливо полностью сгорает. Отчего сокращаются вредные выбросы. Эксперты считают, что применение данного вида топлива, увеличивает срок службы двигателя за счет смягчения трения в блоке цилиндров.
Средства передвижения и заправки
Газотопливное транспортное средство - это самоходная машина, оснащенная двигателем внутреннего или иного сгорания, работающая на газомоторном топливе. Эксплуатация такого транспортного средства предлагает наличие специальной газозаправочной станции, включающей газовое стационарное оборудование. Оно должно принимать, хранить и отпускать газовое топливо. Возможно, создание гибридной многотопливной автозаправочной станции, которая будет осуществлять заправку автомобилей различными видами жидкого и газового топлива.
На рынке уже имеются, например, домашние минизаправки. Специалисты называют их автомобильные газонаполнительные компрессорные установки (АГНКУ) индивидуального пользования. Они представлены марками G.Eco, Coltri, Fuel Maker. Такая установка за 5 час наполняет 80-литровый баллон, весом в 11,5 кг с давлением около 200 атмосфер. АГНКУ уже успешно используются в Германии, Канаде, Голландии, США, Франции и Японии. Всего их выпущено около 10 тыс штук. Правда, АГНКУ дороги, но процесс их внедрения пошел.
А как у "них"?
Недавно, в США Сенат заблокировал проект под названием "NGEAR Act". В нем правительство предлагало предоставлять льготы американским производителям компримированного газа (CNG). Кстати, с такой инициативой выступил президент страны Барак Обама. В нем была предусмотрена льгота на налог при приобретении авто, работающего на CNG.
Не смотря на явный провал с американским сенатом, правительство США предприняло некоторые шаги в этом направлении. Оно объявило о выделении млрд долларов на предоставление налоговых льгот и оказании помощи в преодолении бюрократических препон, предпринимателям пожелавшим создать американскую автозаправочную сеть. Правительство рекомендовало десяти муниципалитетам страны разработать и внедрить пилотную программу по применению газомоторного топлива.
Руководство США также приняло решение оснастить 5 стратегических национальных магистралей газовыми станциями для большегрузных автомобилей.
Дело в том, что по статистике они составляют всего 4% от общего парка авто, при этом грузовики сжигают в своих двигателях 20% топлива. Таким образом, в рамках программы повышения энергетической безопасности страны будет сокращена зависимость от импортных поставок нефти. На эти нужды будет брошен сланцевый газ (80% метан), которого по нынешним временам много, да и технологии производства просты.
Не отстают от США другие страны. Так, в Австралии, при покупке авто, работающего на газе, приобретателю выделяют правительственный грант. В Австрии водитель при приобретении газового авто получает дотации в несколько сот евро за машину. При этом в стране отлично функционирует сеть газозаправочных станций. В Великобритании при модернизации автомобиля использование газа компенсируют до 75% расходов. Шведы получают налоговые льготы на газовые машины, а для сооружения автозаправок применяется специальный инвестиционный режим. В Италии действует специальная программа по стимулированию автовладельцев. Германия для экологического автомобиля ввела особый налог и льготное страхование. Южнокорейские муниципальные власти получают субсидии на газомоторный транспорт. Даже в Пакистане практически весь общественный транспорт работает на компримированном газе, особым успехом он пользуется у владельцев моторикш и автобусов. На Филиппинах все газомоторное оборудование не облагается таможенными пошлинами и т.д.
В начале года Газпром озвучил доклад по состоянию и перспективам развития глобального газомоторного рынка. Он был подготовлен Международным газовым союзом и Европейской экономической комиссией ООН. В его разработке участвовали более 80 экспертов из 65 крупных компаний, представляющих 30 стран мира. В нем собрана информация о рынках газа и биометана, представлены стратегии и перспективы их развития, технологии производства и т.д. Разработчики определили, что
в мире 14,5 млн авто, работающих на газе.
Количество стационарных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций составляет около 20 тыс штук, всего потребляется от 30 до 40 миллиардов кубометров газа в год.
В России, где около 41 млн автомобилей, комбинированный природный газ (КПГ) потребляют всего 86 тыс шт., сжиженный углеводородный газ (СУГ) - полтора млн. В прошлом году они использовали более 350 млн куб. м компримированного газа, сжиженного около 3 млн т. В РФ - 5 тыс стационарных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. При этом КПГ - 247, пропан-бутановых - свыше 4600. Автомобилисты знают, что газ дешевле жидкого топлива (АИ-92 - 27-30 руб. (Москва), газ - 13-15 руб.) Кубический метр равен одному литру бензина. СУГ составляет 1,3 куб. м = 1 л бензина. Установка шестидесяти литрового газового баллона стоит около 40 тыс руб. Баллона хватает на 200 км. Пропан-бутановое устройство обойдется вдвое дешевле. Преимущества очевидны, но российский парк газовых авто составляет 3% от общемирового, в Италии - 18%, во Франции - 16%, в Германии - 12%.
Газовый автопарк России - в хвосте Европы всей?
Основной причиной сдерживания эксперты считают неудачный опыт конца 90-х годов прошлого века. В кризис 1998 года цены на бензин выросли, а на газ остались почти на прежнем уровне. Автолюбители активно стали переоборудовать свои автомобили на газовое топливо. Спрос породил предложение. Стали открываться мастерские по переоборудованию, их количество увеличилось в 7 раз. Пришли не опытные мастера, а новички, что негативно сказалось на качестве работ, таким образом, пострадало большое количество машин. Топливо отрицательно воздействовало на двигатель, падал уровень ходовых характеристик, в салоне стоял запах газа и т.д.
Между тем, Советский Союз ставил газовые двигатели на свои первые грузовики. Газ широко использовался в военное время. Проводилисьопытные работы по использованию метана в авиации, до сих пор на аэродроме в Жуковском стоит вертолет, летавший на смеси сжиженных пропана, бутана, пентана, гексана и других газов.
Во многом виновато государство. В стране до сих пор отсутствует правовая база, нет налогового стимулирования, например, муниципальных властей по внедрению газомоторного топлива на общественный транспорт, нет автозаправочных сетей. Да и мнение населения к газомотору негативное. Газ считают взрывоопасным, уменьшается полезная площадь авто, теряется мощность и т. д. Французские исследователи постарались найти ответ на все эти претензии. Так Французская газомоторная ассоциация провела исследования. Ее специалисты смоделировали чрезвычайную ситуацию в туннеле и посмотрели как поведут себя газифицированные авто и дизельные. Результаты поразили исследователей.
Газ оказался в три раза безопаснее дизеля.
Задымление газомоторного автомобиля в первую десятиминутку после аварии на 60% - 80% меньше, чем у дизеля.
Кроме того, европейские ученые определили, что у газа оксидов азота в 3 раза меньше, по углеводороду (CH) - в 13 раз меньше, по бензапирену - в 15 раз меньше, по саже - в 3 раза меньше, чем у Евро-4. Компания Chrysler объявила, что за газомоторным топливом большое будущее в автомобилестроении. Были названы причины: мир ждет дефицит нефти, газ является самым чистым топливом известным человечеству, он дешев, и стал стратегическим ресурсом. Он должен будет обеспечить переход от не возобновляемых ресурсов к возобновляемым (биометан, биоэтанол, водород и т.д.). Такое мнение было сформировано на результатахкорпоративных исследований на легковых автомобилях. Кстати, экспертизе были подвергнуты двигатели, работающие на дизеле, бензине, электрической тяге (аккумуляторные батареи), гибридный и газовый авто. Лучшие результаты показал газовый мотор. Он дешев и экологичен.
Специалисты Chrysler считают, что дальнейшее совершенствование дизеля до уровня Евро-6 не рентабельно и не технологично.
По их мнению, муниципальному транспорту просто необходим компримированный природный газ, то же самое и с дальнобойщиками, иначе будет очень дорого осуществить поездку. Уже десять лет назад Энергетической Комиссией ООН была подписана резолюция. Она предполагает переход четверти автопарка Европейского Союза на альтернативные виды топлива к 2020 году. В ней прописан перевод автомобилей на метан (10%), биогаз (8%) и водородное топливо. В текущем году ВОЗ признала отработанные газы всех дизельных двигателей внутреннего сгорания - канцерогенными. Такое решение ужесточает экологические нормы и правила по отношению к автотранспорту.
Высоко сижу и внимательно слежу
В российском правительстве внимательно следят за развитием газомоторного направления на транспорте. Например, в прошлом году, Владимир Путин обращался к этой теме неоднократно, так будучи премьером, он поручил сформировать сеть автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций на Востоке страны, поставил задачу рассмотреть применение газомоторного топлива на общественном транспорте, приказал выделить субсидии муниципальным образованиям на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе. Дмитрий Медведев поручил разработать проект федеральной программы по государственному стимулированию перехода муниципального автомобильного транспорта электромобилями и гибридными автомобилями отечественного производства и подготовить предложения по строительству сети автозаправок для них.
Особая роль по внедрению газомоторного топлива возложена на ОАО "Газпром". Он уже работает над "Целевой комплексной программой "Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007 - 2015 годы". Она включает сооружение за счет собственных инвестиций 200 АГНКС, увеличение количества специальной техники, использующей газ и т.д. На недавнем совещании, посвященном газомоторному топливу, Газпром подтвердил планы. Корпорация готова включить строительство газозаправочных сетей в свои ежегодные программы по газификации субъектов РФ, а также создать компанию-оператора такой сети. Газпром готов сотрудничать с малым бизнесом по развитию сетей АГНКС. Присутствовавшие на совещании автопроизводители предложили расширить модельный ряд газифицированных авто, и приступить к развитию их сервисного обслуживания. Руководители регионов подтвердили желание покупать такие автомобили. Нефтяники же готовы приступить к оборудованию существующих автозаправок газовой аппаратурой.
В тоже время руководитель монополии Алексей Миллер горячо поддержал развитие рынка газомоторного топлива. По его мнению, это обеспечит реальную конкуренцию между нефтью и газом и устранит имеющиеся расхождение ценовых тенденций углероды. Алексей Миллер уверен, что газовая революция на транспорте станет настоящим вызовом нашего времени. Нам же остается с ним согласиться и поддержать его в этом благородном стремлении.
Фото: АвтоТрансИнфо
Международный промышленный портал