В борьбе за прибыли от свердловских дорог
Новый способ "относительно честного отъема денег" у населения изобретен в Свердловской области. На днях в регионе в лице нового некоммерческого объединения - Ассоциации автоперевозчиков Свердловской области (АСАП) - начал функционировать альтернативный дорожный фонд. Как стало известно "URA.Ru", без мзды ему уже нельзя провезти грузы на север региона, а к новому году заблокируют и все остальные трассы. Тем более что соблазн велик - 40 млн рублей месячного дохода только с Серовского тракта.
Авторство идеи приписывают свердловскому вице-премьеру Денису Паслеру, к числу сопротивляющихся, как это ни странно, - начальника УГИБДД Юрия Демина и гендиректора УГМК Андрея Козицына. Их противостояние уже перешло все границы: мелкие дорожные чиновники и инспектора ГИБДД оказались вместо пушечного мяса.
О планах по наведению порядка на свердловских дорогах новая свердловская властная команда заявила еще летом. В июле от имени премьера Дениса Паслера в ГКУ Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (УАД) поступило распоряжение активизировать мероприятия по весовому контролю автотранспорта. С 3 августа пункты весового контроля были впервые за многие годы переведены на круглосуточный режим работы. "Два из четырех",- уточняет представитель УАД Сергей Ибрагимов. На то, что для этого пришлось задействовать едва ли не половину личного состава УАД, включая и тех, кто этими вопросами никогда не занимался, никто внимания обращать не стал.
"Люди работают по 12 часов - им пишут в табель 8. В командировках целыми неделями. За это дают "левые" отгулы - в табель пишут, что был на работе",- охотно делится другой сотрудник ведомства. Все это повод для инспекторской проверки свердловского управления государственной инспекции по труду, но эту информацию до них стараются не допустить. Более того, в сентябре через СМИ просочилась информация о том, что к существующим (в районе Ивделя, на 155 км Серовского тракта, близ Байкалово и на Режевском тракте) добавятся еще три передвижных пункта. Кто их будет обслуживать, не знает никто. При том, что официальная позиция УАД такова: "Работа по весовому контролю будет производиться без увеличения штатной численности".
Зато ясно, зачем все это. 7 ноября на заседании рабочей группы при свердловском минтрансе и.о. начальника УАД Николаю Хамицевичу в числе поручений записали подготовить новую схему размещения пунктов весового контроля на свердловских дорогах, а Юрию Демину - обеспечить их сотрудниками ГИБДД (только они имеют право останавливать транспорт и отправлять на весы). "До января 2012 года должны сформировать пять точек (сейчас четыре). Будем перекрывать все федеральные трассы - Московский, Челябинский, Тюменский тракт, на Курган направление",- уточнил один из участников встречи.
Официально проговаривается благая цель - положить конец бесконтрольной практике использования крупнотоннажных грузовиков, чья масса вместе с грузом нередко в несколько раз превышает нагрузки, на которые рассчитаны дороги. Итог этого виден всем - и без того зачастую неважно сделанное асфальтовое покрытие разрушается буквально на глазах. "Большинство автодорог было построено 30-40 и даже 50 лет назад и рассчитано на осевую нагрузку в 6-7 тонн. На сегодня при взвешивании выявляем машины с нагрузкой на ось, в 1,5-2 раза превышающую допустимую. Это приводит к ускоренному разрушению дорог. Особенно в сельской глубинке",- подтверждает Ибрагимов.
Подводная же часть куда прозаичнее. Речь идет о новых дорожных поборах, возведенных в систему.
Статистика УАД, предоставленная Сергеем Ибрагимовым: за октябрь проверено 850 машин, выявлено 60 нарушителей, на них наложены штрафы на общую сумму порядка 1 млн рублей. Вроде ничего страшного. Однако те, кого активация пунктов весового контроля коснулась на практике, утверждают, что
за три месяца наступил коллапс грузоперевозок на северных направлениях Свердловской области.
Особенно в части перевозки руды и нерудных строительных материалов (щебень, песок, отсев). "Раньше договаривались с ГИБДД, давали по рубль - полтора (1-1,5 тыс. рублей) с машины - и вперед. Сейчас так нельзя. Транспортники (сотрудники Уральского управления госавтодорнадзора, УГАДН) и дорожники (УАД) следят за гаишниками, гаишники следят за ними. Грузоперевозчики же в полной ж:пе. Остались без заявок, у многих машины в лизинг, а платить нечем",- рассказывает один из грузоперевозчиков.
Как им выйти из положения, стало известно в конце прошлой недели. Ассоциация автоперевозчиков Свердловской области (АСАП, образована по инициативе правительства в 2012 году и считается близкой компании "Антарес") дала гарантию, что перевозчики, перечисляющие на счет этой структуры по 45 копеек за тонну/километр и 50 тыс. рублей взноса с машины в месяц, получат право беспрепятственного проезда. "Это новый, альтернативный дорожный фонд. Только с Серовского направления они в месяц соберут 40 млн рублей. Все деньги - черная касса правительства. В общем, не подмажешь - не поедешь, мафия бессмертна, короче",- уверяет согласившийся.
Его слова пресс-секретарь председателя свердловского правительства Елена Воронова называет не более чем "дезинформацией", распространяемой людьми, чей основанный "на нарушениях закона" бизнес оказался под угрозой: "Правительство действительно приветствует создание таких ассоциаций, чья деятельность способствует наведению порядка на свердловских дорогах. Особенно в части работы большегрузного транспорта. Правительство ведет целенаправленную политику на то, чтобы не было многотонных перегрузов машин, чтобы нарушать закон и разбивать дороги было невыгодно. Но это никакая "не черная касса" правительства, это некоммерческая организация".
Способный пояснить, чем действительно являются взносы, председатель АСАП Алексей Иванов оказался недоступен для комментариев, а его пресс-секретарь Екатерина Кузовлева потребовала письменный запрос (ответ в редакцию пока не поступил). Позицию относительно канализации собираемых денег удалось считать только с сайта ассоциации. "Создание участниками ассоциации за счёт членских взносов фонда поддержки развития дорожного хозяйства Свердловской области, за счёт которого будет производиться дополнительное финансирование ремонта дорог, а также финансироваться ряд социальных проектов, нацеленных на повышение безопасности дорожного движения",- говорится в разделе, посвященном выгодам появления АСАП.
В интернет-поисковиках на запрос "АСАП" выпадает целый перечень сайтов - все с объявлениями о вакансиях, но требуются только бухгалтер и пиарщик. И в качестве работодателя не НП, а ООО "АСАП"
И что в таком случае делать остальным? Помимо грузоперевозчиков, среди пострадавших оказались еще как минимум два крупных для свердловского севера работодателя. Первый - это "Евраз", использующий автотранспорт (ООО "АТП НТМК") для перевозок между основной рудной базой - Качканарским ГОКом - и НТМК. Второй - УГМК. Аффилированные с ними транспортные компании возят руду с Шемурского месторождения в районе Ивделя на "Святогор" в Красноуральск, а также с "Сафьяновской меди" (Реж) на тот же Святогор, Кировградский медеплавильный завод и флагманский "Уралэлектромедь" в Верхней Пышме.
"Работали тонары по 40-60 тонн. Сейчас из-за весового контроля грузят машины по 15-18 тонн. Но это другая рентабельность. Козицыну перевозчики даже письмо написали, попросили разобраться. Но ему в таком случае проще закрыть "Святогор". Интересно вот что - в Ивделе с Шемура у УГМК есть своя дорога. Она полностью зарегистрирована. Но Паслер отдал приказ перекопать ее примыкание к дороге общего пользования. "Святогор" закопал. Паслер - откопать! И так уже семь раз. На днях потребовал поставить там пост ГИБДД. А в Ивделе всего 2 экипажа в сутки работает. Один сидит на весах, второй теперь у перекопа - город остался полностью неприкрытым",- рассказывает правительственный чиновник.
В сентябре взбунтоваться пытался Юрий Демин. По одной из версий, пострадали интересы близкого к нему транспортного бизнеса (называется некая компания "Уралстар", зарегистрированная в Челябинской области). По другой главный свердловский гаишник, для которого Серовский тракт с декабря 2011 года стал личной проблемой, отлично понимал, к чему ведет вся эта активность. Он снял все посты ГИБДД с пунктов весового контроля на Серовском направлении: "Тут же звонок. Вызвали к Паслеру. Вышел оттуда, ну как бы так сказать, чтобы не обидеть: В общем, вернул экипажи на место. Но теперь они начали свою охоту".
Обстановка накалилась. В свердловскую прокуратуру поступила информация о коррупции среди сотрудников УАД. Тем более что повод тоже нашелся. Доделывали очередной пусковой участок на трассе Ивдель - Ханты-Мансийск. И структурам Андрея Огибенина (сын старого друга Эдуарда Росселя Владимира Огибенина, в бытность его на губернаторском посту получавшего массу лакомых заказов на дорожное строительство и ремонт), выполнявшим контракт, пришлось везти через посты щебень и асфальт. "Через Хамицевича договорились - скинули списки машин, которые надо пропускать. Гаишникам дали на руки и поехали. А потом нагрянула прокуратура",- вспоминает грузоперевозчик.
Очень сухо, но наличие нареканий к работе пунктов весового контроля подтверждают в ГИБДД.
"Недостатки ненадлежащего исполнения обязанностей сотрудников весового контроля имеются, их устранение осуществляется в рабочем порядке",- заявил в ответе на запрос "URA.Ru" заместитель главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Свердловской области Сергей Плешко.
Между тем "устранение в рабочем порядке" уже привело к тому, что с неофициальной формулировкой "за промахи в организации системы весового контроля" покинул пост начальник УАД Сергей Киселев (ставленник Александра Мишарина), ушли его заместитель Андрей Зотов (пришел из "Свердловскавтодора") и начальник отдела сохранности автомобильных дорог (отвечает за весовой контроль) Владимир Ларионов. Практически все сотрудники отдела получили по строгому выговору. В выигрыше пока остался только Хамицевич - стал исполняющим обязанности УАД. Удовольствие, впрочем, сомнительное. "Он стал под Паслера, но наср:л людям, которые его привели в управление. А это не последние люди в регионе. Они ему этой истории уже не простят",- раскрывают подробности сотрудники УАД.
Не простят Хамицевичу и в его ведомстве. Тем более что он, по мнению коллектива, "нашкодил снова". Повод для критики дал пару недель назад - добился увольнения молодого сотрудника исключительно на основании устного заявления сотрудников ГИБДД и по мизерному поводу. На весовом пункте возле Евстюнихи и.о. начальника ГИБДД Нижнего Тагила Сергей Коперкин заметил у весового пункта бутылки с пивом. Чьи они, как появились и пил ли кто-то из присутствующих, выяснять не стал, даже протокола не составил. Зато сообщил об увиденном куда следует; делу дали ход и "потребовали крови". В итоге Коперкин после проявленной бдительности освободился от приставки "и.о.", а реноме Хамицевича среди своих подчиненных оказалось безвозвратно испорчено.
И сохранение в УАД ему не гарантировано. По информации из регионального минтранса, пост руководителя готовят под человека из "Аэродромдорстроя". Эта компания Сергея Солодовникова прославилась в нулевых, получая огромные контракты на строительство дорог в тюменском регионе. Затем вслед за Сергеем Собяниным ушла на федеральный уровень. "Сам Солодовников, конечно, не пойдет <в УАД>. Уровень не его. Будет кто-то из замов",- сообщил источник в минтрансе. Среди прочих называется Алексей Савченко. Согласно сайту "Аэродромдорстроя", это нынешний генеральный директор компании. Помимо тендеров на дорожные ремонты и строительство в свердловском регионе, "Аэродромдорстрой" будет претендовать еще и на участие в проекте по развитию взлетно-посадочных полос екатеринбургского "Кольцово" - идея строительства третьей ВПП с подачи Эдуарда Росселя уже реанимирована.
А вот
удастся ли распространить новую схему оброка на все свердловские трассы, неясно.
"В настоящее время в процессе согласования и утверждения регламент взаимодействия нашего управления автодорог и ГИБДД",- проговаривает Ибрагимов. Однако проблема не только с Деминым. По информации "URA.Ru", задетый за живое Андрей Козицын уже начал действовать. И вариант, озвученный ему Паслером - сделать из родного для премьера Североуральска главный центр Северного управленческого округа, заасфальтировав все дороги, выстроив две больницы и пять детских садов за счет УГМК, - металлурга не очень устроил.
Впрочем, источники в правительстве уверяют: "Никакого конфликта между Паслером и Козицыным, или же Паслером и Деминым, нет". Все совещания с их участием проходят "в рабочей обстановке": "Если сначала с Деминымеще возникало некоторое недопонимание, то теперь все урегулировано". А договоренности с металлургами касаются отнюдь не Североуральска, а Серова, Верхней Пышмы и Екатеринбурга, и "взаимопонимание по этим вопросам также достигнуто".
Фото: stroitelstvo.org
URA.ru