Российский рынок автокранов в первом полугодии 2012 года
В настоящее время ситуация на мировом строительном рынке неоднозначная: с одной стороны, большинство стран находится в состоянии кризиса, с другой - компании все-таки используют любые возможности для роста. Если говорить о России, то сегодня строительство - одна из отраслей экономики, где ощущается достаточно стабильный рост объемов работ. Как следствие развиваются смежные отрасли, в том числе и рынок автокранов.
В посткризисный период российский рынок автокранов имел исключительно положительную динамику. Ежегодный прирост производственных показателей равнялся 116% в 2010-м и 40% в 2011 г. относительно показателей предыдущих лет. Аналогичное значение данных по импорту в2010 г. составило 22,2%, в 2011-м - 156%. При этом доля ввезенных автокранов к производственным показателям в России составляет порядка 10%. Исключением является I полугодие 2012 г., когда импортная составляющая в общем объеме выпуска кранов на автомобильном ходу достигла 17%.
В 2012 г. показатели импорта и выпуска кранов на автомобильном ходу также выросли: производство прибавило за I полугодие текущего года 17% относительно аналогичного периода 2011-го, импорт и вовсе увеличился более чем в 2 раза.
В марочной структуре российского производства автокранов всё без изменений - явными лидерами являются ОАО "Автокран" и его бренд "Ивановец". За январь-июнь 2012 г. предприятием было выпущено практически 800 ед. рассматриваемой техники. При этом рост относительно I полугодия 2011 г. составил чуть менее 13,5%. Если говорить о доле ивановского производителя автокранов, то по сравнению с итогами 2011 г. она осталась неизменной.
Доля ОАО "Галичский автокрановый завод" увеличилась до 22% в I полугодии 2012 г., при этом темпы прироста составили 36,4%, что позволило предприятию занять вторую позицию среди российских производителей кранов на автомобильном ходу. Хотелось бы обратиться к истории компании. Примечательно, что свою историю завод начал не с производства кранов и автомобильной техники в целом - до 1914 г. на территории, где в настоящее время расположено предприятие, находился винокуренный завод, впоследствии переоборудованный в обувную фабрику. В 1930-х гг. на заводе находилось бондарно-тарное предприятие (бондарь - ремесленник, выделывающий бочки). Первые краны были выпущены только в 1982 г. Очевидно, что направление было выбрано верно - "Галичский автокрановый завод" является одним из основных производителей гидравлических автомобильных кранов России.
Объемы выпуска на ОАО "Клинцовский автомобильный завод" уступают производителю автокранов из города Галич примерно на 30 машин. Тем не менее свой юбилейный год (в сентябре ОАО "КАЗ" отмечает 50 лет первому крану) предприятие начало с хороших показателей. В январе-июне 2012 г. отмечен рост выпуска кранов на автомобильном ходу, который составил порядка 30% относительно аналогичных показателей предыдущего года.
2012 г. стал юбилейным и для ОАО "Челябинский механический завод", в январе предприятию исполнилось 70 лет. Завод также имеет положительную динамику роста своих производственных показателей, однако отставание от тройки лидеров, суммарная доля которой составляет порядка 80%, пока достаточно велико.
Единственным предприятием ведущей пятерки российских производителей автокранов, которое по итогам рассматриваемого периода снизило свои производственные показатели, является ЗАО "Газпром-кран", с 2006 г. по лицензионному соглашению с ОАО "Автокран" производящее крановую технику под брендом "Ивановец". Оставшиеся предприятия, не вошедшие в лидирующую группу, выпустили в рассматриваемом периоде 133 крана на автомобильном ходу.
Импорт
Как уже упоминалось ранее, импортная составляющая рынка автокранов по итогам I полугодия 2012 г. более чем в два раза превысила показатели аналогичного периода в 2011 г. в натуральном выражении. При этом наблюдаются перемены и в ведущей пятерке брендов, ввезенных в Россию. Лидерство китайских марок можно констатировать уже как свершившийся факт. Первое место занимает Xuzhou Construction Machinery Group Inc. (XCMG) с долей 55% и впечатляющим ростом поставок в I полугодии 2012 г., который на 23% выше показателей всего 2011 г. и в 5,7 раз выше значений импорта автокранов в 2010 г. Еще один представитель Поднебесной - Zoomlion Heavy Industry & Science - на втором месте среди ведущих импортеров с показателем, который также выше данных импорта марки Zoomlion в 2010 и 2011 гг.
Представитель европейского рынка автокранов компания Liebherr - на третьей позиции. Некогда лидировавшая в данном направлении немецкая марка постепенно уступила свои позиции азиатским компаниям. Если в 2010 г. Liebherr оставалась на первой позиции, то уже в 2011-м оказалась на втором и далее третьем месте по итогам рассматриваемого периода. При этом объемы импорта остаются достаточно стабильными, начиная со второго квартала 2011 г., когда ежеквартально стало ввозиться в среднем по 35 кранов на автомобильном ходу. Несмотря на такие показатели ввоза в натуральном выражении, автокраны Liebherr лидируют с большим отрывом в стоимостных показателях. По итогам января-июня 2012 г. в Россию было импортировано 52 автокрана Liebherr на общую стоимость более $50 млн., и это 50% рынка в денежном выражении. А вот китайские бренды XCMG и Zoomlion по данному направлению только на третьем и пятом местах соответственно.
Под маркой Terex-Demag, входящей в состав корпорации Terex, в I полугодии 2012 г. в Россию было ввезено на 20% автокранов меньше, чем в аналогичном периоде 2011-го, под брендом GROOVE - на два автокрана меньше, чем за весь минувший год.
В 2012 г. можно наблюдать уже сложившуюся на российском рынке тенденцию:
отечественные предприятия производят краны средней грузоподъемности, а иностранные компании в большинстве своем замещают сегмент тяжелых автокранов с грузоподъемностью более 100 т.
Отсюда и достаточно большая разница в объемах импорта и производства. Как один из факторов такого разрыва в объемах импорта и производства - конкурентное преимущество отечественных кранов в цене, что не дает среднетоннажной технике иностранного производства активно внедряться на российский рынок. С другой стороны, потребность в использовании тяжелых кранов в разы меньше, чем у их среднетоннажных "коллег". Да и приобрести подобную технику и поставить ее на баланс своего предприятия удовольствие не из дешевых (стоимость некоторых моделей составляет несколько миллионов долларов). Это позволяет нашим производителям достаточно уверенно чувствовать себя на рынке автокранов.
Относительно перспектив строительной отрасли в целом и рынка автокранов в частности можно отметить, что такие события, как недавно завершившийся саммит АТЭС во Владивостоке, Всемирная летняя универсиада 2013 г. в Казани, зимняя Олимпиада 2014 г. в Сочи, а также чемпионат мира по футболу 2018 г. не дадут строительным машинам простаивать, а компаниям - производителям и импортерам помогут обеспечить спрос на свою технику.
Фото: АвтоТрансИнфо
Основные средства