← Спецтехника

Для продвинутых пользователей

Для продвинутых пользователей
Volvo_FH_05.jpgНекогда еще Аристотель сказал: "Вы найдете гораздо больше выгоды в использовании, чем в обладании". Этот постулат актуален и сегодня. Услугами лизинговых компаний пользуются тысячи предприятий, рынок лизинга в нашей стране достиг такого уровня развития, при котором может считаться зрелым и понятным бизнесом. Что же он представляет собой в отношении коммерческого транспорта?В чем особенности российского рынка лизинговых услуг?
Несмотря на все очевидные успехи, до европейского уровня нам все же еще далеко. При сравнении структуры отечественного и зарубежного лизингового рынка отличия наблюдаются кардинальные. К примеру, доля коммерческого транспорта у нас - 10%, тогда как в Европе - 16%; пассажирских машин - 8% (против 40%). Зато доля железнодорожной техники достигает рекордных 49%, тогда как в Европе такового попросту нет. Тем не менее, тенденции последних лет во многом схожи. К примеру, и в России, и за рубежом стабильно уменьшается число лизинговых компаний, активно развивающих филиальную сеть. Некоторые компании оказались в тяжелом финансовом положении вследствие несбалансированности своих бюджетов.
Структура рынка
По данным рейтингового агентства "Эксперт", за шесть месяцев 2012 году темпы роста рынка лизинга в России замедлились до 34% (в 2011-м он составил 107%). При этом
72% заключенных договоров приходится на колесную технику и транспорт.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) сообщает, что в первом полугодии инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства составили 36,6%, общий объем лизинговых сделок достиг 712 млрд руб., причем
больше половины пришлось на долю государственных компаний.
Среди частных лизинговых фирм, представленных в России, можно выделить как независимые финансовые компании (Europlan, "Carcade Лизинг", "Сименс Финанс"), так и дочерние подразделения банков ("ВТБ Лизинг", "Газпромбанк Лизинг", "Альфа Лизинг"), а также специальные фирмы, учрежденные крупнейшими мировыми автопроизводителями (Volvo Financial Services Vostok, Scania Finance, Renault Trucks Financial Services).
Совокупная доля специализированных лизинговых компаний на рынке не превышает 21% (около 280 млрд руб.). Кроме того, "дочки" крупнейших автопроизводителей не являются монополистами для головных фирм в сфере оказания лизинговых услуг. Так, Volvo Trucks пользуется услугами не только фирмы Volvo Financial Services Vostok, но и таких корпораций, как "Сбербанк Лизинг", "Нефтепромлизинг", "Уралсиб Лизинг" и "Сименс Финанс".
Информационное агентство "Банки.Ру" составило рейтинг крупнейших лизинговых компаний исходя из сумм их лизинговых портфелей по состоянию на 1 июля 2012 года. На первой строчке оказалась компания "ВЭБ-Лизинг" - согласно исследованиям агентства "Эксперт", с 2009 года она занимает первое место по объему нового бизнеса среди российских лизинговых предприятий. На втором месте оказалась фирма "ВТБ Лизинг", на третьем - "Сбербанк Лизинг".
В неравных условиях
Услугами лизинговых компаний активно пользуются различные предприятия, в том числе перевозчики грузов и пассажиров на международных направлениях.
Такие фирмы нуждаются в технике, отвечающей европейским требованиям, в том числе экологическим, так что им приходится приобретать машины производства "большой европейской семерки". Естественно, они дороже, чем техника брендов стран СНГ. Многим предприятиям европейские автомобили не по карману, поэтому они прибегают к услугам лизинговых компаний. Однако в данный момент условия, предлагаемые нашими лизинговыми фирмами, значительно менее выгодны, чем у европейских. К примеру,
ставка по платежам в Латвии или Литве составляет 3-5%, тогда как в России - около 12%.
Поэтому конкурентоспособность отечественных перевозчиков существенно ниже.
И несмотря на усилия Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, которая заключила соглашения о сотрудничестве с рядом лизинговых компаний, в том числе "ЮниКредит Лизинг", "Универсальной лизинговой компанией" и "ВЭБ-Лизинг" на льготных для членов АСМАП условиях, пока российским фирмам непросто обновлять свой подвижной состав.
Для предприятий, осуществляющих городские и междугородные рейсы, также разрабатываются специальные программы по обновлению автопарка. В частности, "Государственная транспортная лизинговая компания" реализует проект, направленный на обновление техники предприятий дорожно-строительной отрасли. В качестве примера сделки можно привести поставку в сентябре 2012 года 35 комбинированных дорожных машин для всесезонного содержания дорог на базе самосвала КАМАЗ Управлению дорожного хозяйства Омской области.
Фото:  volvo.com
Trucklist