← Автомобильные грузоперевозки

Россия возглавила мировое железнодорожное сообщество

Новым председателем Международного союза железных дорог (МСЖД) избран президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
"Среди приоритетов в моей работе на посту руководителя МСЖД будет развитие транспортных коридоров и обеспечение доходности перевозок по ним в интересах участников и государств, через которые они проходят", - заявил на своей первой после избрания пресс-конференции Владимир Якунин. Помимо повышения скорости движения товаров, привлечения внимания правительств к проблемам отрасли, МТК несут и другие выгоды государствам-участникам. Быстрее идёт гармонизация стандартов, унифицируются технологии продаж и маркетинга перевозчиков".
Одна из целей, которые ставит перед собой новый председатель, - извлечение организацией максимальной выгоды для отрасли из потенциала роста мировой экономики и населения. Также МСЖД поможет обеспечить государствам-членам доступ к новейшим технологиям оборудования, логистики, передаче опыта снижения издержек. Продолжится и формирование центров повышения квалификации персонала.
Накануне утверждения главы крупнейших компаний мира, политики, учёные, дипломаты и даже профессиональные лоббисты Запада попытались сформулировать на "круглом столе" в Париже задачи организации до 2050 года.
"Бизнес-модель мира изменилась после экономических потрясений 2008 года, - задал тон дискуссии посол по особым поручениям Франции Жан Даниэль Торджман. - Большинство научных институтов пытается заранее предсказать модели развития мировой финансовой системы, грузовой базы развитых и растущих государств, способов перемещения населения и товаров".
По его словам, заказчики исследований (правительства и крупные компании) уже не удовлетворены планированием на 5 или 10 лет, поскольку считают это небезопасным. Всем отраслям уже нужны прогнозы на 20 и 50 лет. И для этого есть весомые основания. Так, к 2050 году население Земли вырастет до 9 млрд человек. Дополнительные 2 млрд какому-то виду транспорта надо возить, так же как и нужные им продукты и товары.
Точнее всего свои потребности первыми рассчитали институты США. Как рассказал глава Федеральной железнодорожной администрации США (FRA) Джозеф Щабо, в его стране до 2050 года будет прибавляться по 100 тыс. потенциальных пассажиров ежегодно. А грузовая база вырастет в совокупности на 4 млрд тонн по сравнению с нынешними объёмами.
По мнению генерального секретаря Международного транспортного форума Жозе Мануэля Виегаса, далеко не все новые пассажиро- и грузопотоки достанутся железнодорожникам. За них придётся бороться в условиях ужесточающегося конкурентного законодательства с другими видами транспорта.
"У транспортников любого государства сейчас три ключевых вызова: недостаточное финансирование, растущие требования к экологии и расходу энергоресурсов. Железные дороги ещё не сказали своего последнего слова. По воздействию на окружающую среду у них явное преимущество. Они эффективны при перевозках грузов на дальние расстояния и пассажиров в системе городского сообщения. Но всем этим ещё надо воспользоваться", - сказал господин Виегас.
Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин напомнил ещё об одном факторе, влияющем на развитие отрасли. "Почти на все железнодорожные компании исполнительная власть накладывает социальные обязательства, - отметил он. - А грузовладельцы ждут ответственности по обеспечению роста экономики. И это всегда влияет на выбор государства при выделении финансовых ресурсов разным транспортным сегментам".
Это подтвердил и представитель FRA. В США получить госсредства на транспортные проекты так же не просто, как в России или Европе, поскольку многие из них утверждаются на уровне штатов.
"И нам есть чему учиться у коллег, везде, где есть опыт диалога с государством о заблаговременном финансировании инфраструктуры", - говорит Джозеф Щабо.
Между тем экономисты уже посчитали, на какие инвестиции могут рассчитывать железнодорожные компании мира в обозримой перспективе. Жан Даниэль Торджман привёл такие цифры: транспортные расходы на развитие мировой инфраструктуры должны вырасти примерно на $300 млрд в ближайшие годы. Около 25% потребует железнодорожная. По оценке представителя Европейского инвестиционного банка Анри Марти-Гоки, за 20 лет все железные дороги смогут привлечь на развитие около 400 млрд евро.
"Это, конечно, значительная сумма, - заявил Анри Марти-Гоки. - Только никто не сможет прогнозировать, какая часть этих денег будет государственными вложениями, какая - частными. В нынешних условиях никто не хочет рисковать. У банковской системы около 16 трлн евро только частных накоплений. А на финансирование инфраструктурных проектов используется лишь 1% из них".
По его мнению, надо искать пути привлечения внимания государственных структур к проектам. И одним из них является развитие транспортных коридоров, эффективность которых влияет и на общественное мнение, и на исполнительную власть.
Гудок