← Склады и грузовые терминалы

Хаб в пролете

Хаб в пролете
manas.jpgКыргызстан и Россия ведут переговоры о создании на базе аэропорта "Манас" (Бишкек) логистического центра, который потенциально может стать грузовым транзитным хабом и зарабатывать на авиаперевозках между Западной Европой и Юго-Восточной Азией. Ранее казахстанские власти также заявляли о планах по развитию в РК транспортно-логистического хаба. Но, по мнению экспертов, весьма вероятен сценарий, по которому хабы в КР и РК так и не будут созданы - прежде всего потому, что хабовая схема начинает замещаться прямыми перелетами.
В конце декабря делегация Минтранса РФ вместе с представителями ОАО "Аэрофлот", ЗАО "Авиакомпания "Полет" и группы "Волга-Днепр" побывала в Бишкеке, где обсуждались перспективы создания на базе аэропорта "Манас" логистического центра. "Манас" должен стать крупным центром международной логис-тики и активизировать грузовые авиаперевозки между развитыми рынками стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии через Кыргызстан, что сократит расстояние при создании так называемого южного маршрута", - отметили в Минтранскоме КР. Преимущества проекта, которые называет ведомство, - географическое положение и безналоговая экономическая зона. По мнению кыргызских властей, создание логистического центра на базе "Манаса" позволит компаниям делать вместо нескольких посадок одну и экономить 15-17% от стоимости перевозки.
Пока переговоры находятся на самой начальной стадии: как пояснила "Къ" пресс-секретарь "Манаса" Назгуль Дюшенбиева, пока никаких договоренностей между сторонами нет, речь идет только о предварительном знакомстве.
Опрошенные "Къ" эксперты сошлись на том, что для российской авиации поддержка кыргызского проекта невыгодна. "Учитывая современный уровень развития авиационной техники, Россия сама активно развивает свою территорию как часть транспортного коридора Европа - Азия", - уверен ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. С ним согласен и председатель правления АО "Сары-Арка" (международный аэропорт Караганды) Олег Толстых:
"Россия не будет создавать себе конкурента на кыргызской территории - под ударом окажется Новосибирск".
Смысл проекта политический. "В данном случае выгода России в этом проекте в большей степени может быть политической, выраженной в поддержании связей со странами Средней Азии, владении политическим инструментом", - уверен г-н Баранов. Напомним, президент КР Алмазбек Атамбаев против продления договора о размещении военной базы США. Он перестает действовать в 2014 году. Без "якорного" игрока "Манас" окажется в критической ситуации, вплоть до банкротства. Для России экономический аспект сотрудничества - возможность "Газпрому" продавать в "Манасе" керосин.
Для Казахстана же проект интересен как возможный конкурент: РК также пытается оттянуть на себя транзитные грузоперевозки. Для этого на базе АО "НК "КТЖ" создается национальный транспортно-логистический оператор, который должен заниматься железнодорожными, морскими, авиа- и автоперевозками. Кроме того, предполагается создание аэропортового холдинга на базе аэропортов, находящихся в госсобственности. "Для эффективного управления аэропортами РК принято решение о создании единой управляющей компании с привлечением международного партнера. В частности, решение предусматривает, что АО "ФНБ "Самрук-Казына" создаст компанию по управлению аэропортами на базе принадлежащих "Самрук-Казына" аэропортов в городах Атырау, Актобе и Павлодар. В дальнейшем в холдинг будут переданы 5 государственных аэропортов в городах Астана, Костанай, Кызылорда, Кокшетау и Петропаловск. Аэропорты городов Семей, Усть-Каменогорск, Шымкент, акции которых в настоящее время находятся в собственности региональных социально-предпринимательских корпораций, войдут в состав данной компании после передачи акций "Самрук-Казына". Создание управляющей компании позволит Казахстану обеспечить системное развитие аэропортовой инфраструктуры. Эти меры должны привести аэропорты в соответствие с требованиями международных стандартов безопасности и сервиса, а также повысить пропускную способность пассажирских и грузовых потоков через территорию страны. Таким образом, это позволит укрепить воздушное звено в транспортно-логистической системе и повысить транзитный потенциал Казахстана", - рассказали "Къ" в пресс-службе Минтранскома РК.
Между тем эксперты скептически относятся к обоим проектам. "Для того чтобы стать значимыми игроками на рынке транзитных авиаперевозок, среднеазиатским государствам нужно предложить миру нечто уникальное, что пока не предложили другие страны, претендующие на аналогичные роли. Либо предложить уже привычные услуги, но по более низким ценам. Вокруг Средней Азии уже имеются хабы, а в этих странах их пока только намереваются создать, и пока нет очевидных причин, почему авиакомпании из других стран должны перейти на обслуживание в аэропорты Средней Азии", - отметил Дмитрий Баранов. "Авиакомпании выбирают аэропорт для промежуточной посадки, исходя прежде всего из стоимости топлива. А сейчас
топливо в "Манасе" дороже, чем в Казахстане примерно на $50 за тонну.
Кроме того, "Манас" находится в горной местности - а это дополнительные погодные риски. Через кыргызский аэропорт, наконец, летать дальше, чем через Караганду или Новосибирск", - пояснил Олег Толстых. К числу потенциальных рисков проекта эксперты также отнесли отсутствие инфраструктуры и квалифицированных кадров. Среди его плюсов - дешевизна рабочей силы и налоговые преимущества. Предположительная стоимость проекта - от $10 млн
По мнению Олега Толстых, чтобы Казахстан имел преимущество перед "Манасом", разница в стоимости топлива должна составлять около $150 за тонну.
Еще одна конкурентная возможность - разрешить в Казахстане растаможку на Россию грузов, принадлежащих третьим странам.
Помимо этого, казахстанским властям надо как минимум определиться, на базе какого аэропорта будет развиваться транзитный центр. По мнению участников рынка, создавать его на базе транспортной сети Казахстана в целом или нескольких аэропортов страны - идея как минимум спорная: "Нельзя сравнивать отдельный аэропорт и целую страну. Хаб создается на базе конкретного аэропорта, и именно его надо будет сравнивать с "Манасом", да и то, если они будут выполнять примерно одинаковое число рейсов, география полетов в/из них будет примерно похожей, в самих аэропортах будут оказываться схожие услуги", - уверен Дмитрий Баранов.
Наконец, казахстанские и кыргызские власти могут просто опоздать с созданием хабов, так как эта идея с развитием авиации, по некоторым оценкам, начинает себя исчерпывать: "Учитывая тенденции развития мировой авиации, роль хабов постепенно уменьшается, потому что многие страны развивают соответствующую инфраструктуру, вкладываются в создание аэропортов в стране, покупают новые воздушные суда и наиболее выгодными становятся прямые рейсы между городами, а не рейсы с пересадками".
Фото: newzzz.kz
Курсив.kz