← Автомобильные грузоперевозки

Богатство кольца: ЦКАД

Богатство кольца: ЦКАД
pasmi.pngГоскорпорация "Автодор" и Московская область 7 февраля подписали договор о строительстве Центральной кольцевой автодороги - ЦКАДа. Дорога должна пройти на удалении 50 км от МКАДа и станет его альтернативной. Временный исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев заявил, что дорога обойдется в 300-350 миллиардов рублей, первый участок должен быть запущен уже в 2016 году, а завершить стройку планируется в 2025.
Москва, как и многие древние города, имеет радиально-кольцевую структуру. Радиусы - это дороги, расходящиеся из центра в соседние города. Например, Тверская улица начинается у Кремля и идет на северо-запад, в сторону Твери. В какой-то момент она начинает называться Ленинградским проспектом и шоссе. Ленинградским, конечно, она стала в советские времена, до революции шоссе было Петербургским - потому что когда Москва доросла до того места, где заканчивается Тверская, за Тверью, также на северо-западе, был построен Санкт-Петербург. В общем, радиусы образовывались сами по себе и все, что нужно было делать правительству - иногда обновлять или расширять дорогу.
Иное дело с кольцами. Между радиусами, само собой, шло множество переулков, но широкие улицы сами по себе не образовывались, в результате чего пробираться от одного радиуса к другому приходилось либо через центр - например с заходом на рыночную Красную площад ь - либо по узким и кривым переулочкам. Спасали стены - московские князья и государи любили обносить свой город стенами, а вдоль стен было удобно ходить. Так стали образовываться кольцевые дороги.
Со временем российским правителям удалось обустроить жизнь государства так, что на Москву перестали нападать кочевники, надобность в стенах отпала и их стали понемногу разбирать. На месте стен Белого города Екатерина Великая по последней европейской моде решила разбить бульвары - так появилось Бульварное кольцо. Деревянные стены Земляного города были также уничтожены в конце XVIII века, а при наполеоновском пожаре сгорели еще и почти все дома этой области. Московское начальство повелело землевладельцам тех мест разбить сады для удовольствия москвичей, так на самой окраине города появилось Садовое кольцо.
Камер-Коллежский вал до наших дней не сохранился. Это была таможенная граница города, а с 1806 - и юридическая. Сейчас некоторые государства подписывают специальные соглашения об отмене таможенных сборов при перевозке товаров между ними, а при императрице Елизавете Петровне в 1754 году отмена таможенных сборов при перевозке грузов внутри страны было достаточно смелым новшеством. Теперь по некоторым улицам, возникшим на месте стены, проходит Третье транспортное кольцо - например, по Сущевскому валу, а вот Крутицкому валу не повезло, он практически превратился во внутридворовой проезд.
Новую кольцевую дорогу решили построить при Сталине, однако до войны начать так и не успели. Когда стало понятно, что столица не будет глухим тылом во время войны, решили построить кольцевую дорогу по сильно сокращенному плану - летом 1941 года было построено несколько рокад - дорог, соединяющих различные радиальные направления.
Военные дороги были заменены полноценной магистралью при Хрущеве - движение по МКАДу было открыто в 1960, тогда же он стал новой границей Москвы, а в 1962 году магистраль была достроена.
При Хрущеве же вокруг Москвы построили две "бетонки". Во время битвы под Москвой советским военачальникам приходилось перебрасывать все войска через столицу - даже если необходимо было перевести полк из Ржева в Калугу. Такая несправедливость долго беспокоила генералитет, а когда под Москвой было решено воздвигнуть множество объектов противовоздушной обороны, терпеть ее стало решительно невозможно. Два кольца были построены на расстоянии 30-50 и 70-90 км от МКАДа и позволили связать зенитно-ракетные комплексы и обеспечили непроницаемость системы ПВО.
Для проезда тяжелых военных тягачей не требовалось хорошего асфальтового покрытия, поэтому обе дороги состояли из простых бетонных блоков, отчего и получили народное название "большая бетонка" и "малая бетонка". Дороги были отмечены далеко не на всех картах, однако ими могли пользоваться и обычные граждане, если, конечно, позволяла автотехника. Бетонные плиты постепенно покрыли асфальтом, однако люди все равно называют дороги "бетонками".
Новое московское кольцо - ЦКАД - должно быть построено примерно посередине между малой и большой "бетонками".
Цель этого кольца не оборонная, и уж конечно оно не возводится на месте древней стены. Новая дорога будет построена для того, чтобы отвести грузовые потоки от Москвы. Вообще-то в том числе и в этих целях возводился МКАД, однако в 1990-е и 2000-е годы вокруг него было построено такое множество жилых кварталов и торговых центров, что дорога из транзитной фактически превратилась во внутригородскую.
По уму в городе дороги должны разделяться на два класса. Во-первых, это улицы, по ним должно быть невозможно ехать быстро, на каждом углу, а лучше чаще, должны стоять светофоры и должны быть прочерчены пешеходные переходы. По улицам должны ходить автобусы, троллейбусы и трамваи. Во-вторых, это транзитные трассы. Эти дороги должны быть вне жилых зон, на них нечего делать пешеходам, там не должно быть светофоров и съезды должны быть не через каждые сто метров, а значительно реже. Соответственно, если человеку нужно проехать небольшое расстояние, он должен его преодолеть по улицам, а если его цель пересечь весь город - то его должны ждать транзитные трассы.
МКАД был единственным настоящим транзитным маршрутом в Москве, пока вокруг него не появились десятки магазинов,
которое притянули за собой десятки тысяч автомобилистов, цель которых не проехать мимо, а где-нибудь здесь припарковаться и погулять по торговому центру. "Бессветофорные магистрали", которые начали строиться при Лужкове и от идеи которых не смог освободиться Собянин, имеют "родовую травму": они проложены через жилые кварталы, а значит, с них организованы десятки съездов, что автоматически превращает магистрали в накопитель пробок. Еще не получив никаких вызывающих восторг результатов строительства "бессветофорной Ленинградки", столичные власти уже готовятся строить Северо-западную хорду и расширять Ленинский проспект.
ЦКАД же строится специально не по маршруту существующих "бетонок" (там успели образоваться достаточно большие города и дачные поселки), а по относительно чистому полю, так что, по плану, это должна быть настоящая свободная от местных жителей окружная дорога. Выбирая между двумя способами борьбы с пробками из фур на МКАДе - сносом всех магазинов и строительством новой дороги - власти резонно решили выбрать второй.
После принятия решения о строительстве встал резонный вопрос: кто за него будет платить и кто стройкой будет управлять. Так сложилось, что под конец правления губернатора Громова Московская область была в предбанкротном состоянии и платить за строительство дороги не могла. Это было одной из причин его замены на Сергея Шойгу, который известен тем, что может спасти что и кого угодно.
В августе 2012 года Шойгу решил приняться и за дорогу, построить которую тогда рассчитывали за 240 миллиардов рублей. Минтранс так просто не хотел терять контроль над освоением четверти триллиона, и в споре привел пример Санкт-Петербурга. Власти северной столицы получили контроль над строительством Западного скоростного диаметра - транзитной трассы через весь город - при условии, что сами оплатят 25% от сметы. Чиновники Минтранса метко отметили, что четверть от бюджета строительства - это около 60 миллиардов, а в 2012  на все строительство дорог область потратила лишь шесть миллиардов рублей.
Если Шойгу еще сражался за контроль над столь огромным проектом, то его преемник, пока что врио губернатора Андрей Воробьев, похоже, сдал дорогу без боя. Договор между областью и Росавтодором не опубликован, однако, судя по заявлениям чиновников, правительству области достанется лишь выкуп землеотвода у частных собственников и строительство сопутствующих объектов - транспортно-пересадочных узлов, логистических центров и т.д.
Строительство ЦКАД наверняка будет сопровождаться громкими скандалами.
Экологи будут протестовать против вырубки лесов, оппозиция - искать следы воровства, а журналисты удивляться удвоению сметы на строительство. Стоит, однако, помнить, что дорога будет строиться и для того, чтобы после каждого снегопада москвичи перестали выкладывать в сеть смешные фотографии буксующих на МКАДе фур и грузовиков.
Фото: pasmi.ru
Полит.ру