Асфальтовые "артерии" Беларуси
К 2017 году автотрассы Беларуси ко всем областным центрам будут соответствовать первой категории. Географическое положение республики определяет ее привлекательность для транзитных перевозок. Однако для того, чтобы перевозчик мог безопасно и с комфортом гонять фуры через Беларусь, необходимо создавать качественную инфраструктуру. Специализированным службам приходится уделять внимание текущему состоянию асфальтированного полотна и строительству новых дорог. Как они с этим справляются - рассказывает белорусская "Рэспублiка".
Одна из основных задач дорожников сегодня - реконструкция путей республиканского сообщения, связывающих столицу с областными центрами. В списке сделанного уже значится дорога М-4 Минск-Могилев, где открыто четырехполосное движение на всем протяжении трассы. Однако есть на ней участки, требующие "реабилитации". Поэтому в текущем году ремонт предстоит сделать на отрезках от 21-го до 41-го и от 182-го до 188-го километра.
В центре внимания сейчас значится обновление дороги М-5 Минск-Гомель, первые "шаги" на которой уже сделаны. Планируется, что работы будут проходить в три этапа. Первый - от Пуховичей до Бобруйска - ведется за счет кредита Всемирного банка, на второй (Бобруйск-Жлобин) и третий (Жлобин-Гомель) средства заняты у китайского Эксимбанка. Ожидается, что трасса полностью будет готова в 2014 году. После этого "Белавтодор" намерен довести до параметров первой категории дороги Минск-Гродно (М-6) и Минск-Витебск (М-3) на участке от Логойска до Плещениц. "Сейчас мы прорабатываем вопросы по источникам финансирования этих объектов, чтобы к 2017 году иметь ко всем областным центрам автодороги общего пользования первой категории без встречного движения", - говорит замначальника управления содержания дорожной сети Департамента "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций Евгений Рокало.
Помимо развития транзитной привлекательности, в ведомстве не забывают и о растущих объемах внутренних перевозок,
которые, например, присущи трассе Минск-Микашевичи на участке от столицы до Солигорска. Из-за промышленного роста Слуцка и "калийной столицы" из года в год автомобильное движение на дороге Р-23 становится все более интенсивным в обоих направлениях. Из-за этого часто (а накануне выходных и в выходные дни особенно) машины буквально "преследуют" друг друга. Поэтому неудивительно, что здесь происходит большое количество ДТП. Чтобы снизить аварийность и разгрузить путь в южном направлении, "Белавтодор" собирается увеличить количество полос до четырех и довести дорогу до параметров первой категории.
"Слуцк и Солигорск, по сути, такие же, как и областные города, - считает Евгений Рокало. - Поэтому сегодня мы активно ищем источники финансирования, в том числе рассматриваем средства республиканского бюджета. Радует, что понимание необходимости создания дороги есть. К слову, в прошлом году работы на определенных участках уже были начаты. Это можно увидеть на 67-м километре, сейчас деньги есть, их осваиваем". Планируется, что расширение будет производиться в три этапа: от съезда с многополоски до слуцкого кольца, в обход города, от выезда из Слуцка и до первого солигорского кольца. "На остальной части дороги нет необходимости строительства четырех полос - там достаточно той категории, которая есть. Да, есть места, где нужен ремонт, но это вопрос второй", - пояснил представитель "Белавтодора".
Кстати, о "втором вопросе". Только
в прошлом году на республиканских автодорогах был выполнен текущий ремонт 924 километров дорог и более чем 1,5 тыс. погонных метров мостов и капитальный ремонт 45,2 километра и 467 погонных метров.
В то же время на местных путях сообщения плановому обновлению подверглись 740 километров, основательному - 42,7 километра. Вместе с тем, как отмечают специалисты, значительная часть республиканских дорог не восстанавливается вовремя. Так, сейчас для доведения их до нормы необходимо отремонтировать почти 6,5 тыс. километров. Кроме того, 32 % мостов требуют реконструкции или ремонта. Вот только выделяемых из бюджета средств явно недостаточно, вследствие чего объемы ремонта существенно сократились. Поэтому в "Белавтодоре" планируют реабилитировать верхние слои покрытия в ходе текущего ремонта.
Раньше любой внимательный владелец транспортного средства мог позвонить в диспетчерскую службу по телефонам, указанным на щитах, расположенных в начале той или иной дороги. Теперь же
высказать претензии по состоянию той или иной дороги, указать на недостатки можно по круглосуточному короткому номеру 125, заработавшему с февраля.
"Мы бы хотели получать от пользователей больше информации о состоянии дорожной сети. Несмотря на то что обслуживающие организации в зависимости от уровня требований дороги делают объезды по несколько раз в день или раз в 2-3 дня, препятствие и яма могут появиться внезапно в любое время суток. И дорожные службы не могут принять меры, если не знают о "шероховатости". Введенный номер позволяет оперативно реагировать на эти случаи. Если сначала позвонить в ГАИ, можем потерять время, пока они передадут нам сведения", - рассказывает Евгений Рокало. В то же время специалист подчеркивает: номер создан для сбора сведений о состоянии республиканских дорог, а не путей местного сообщения, что многие не различают. Так, например, на диспетчерский пункт Минска в первые дни существования контакт-центра поступало порядка 150 звонков, в преимущественном количестве которых звучали нарекания на дороги столицы, в том числе ямы. Чтобы любая информация не оставалась без внимания, сейчас прорабатывается возможность ее переадресации на диспетчерские других служб, в том числе "Горремавтодора".
Сеть автомобильных дорог общего пользования республики составляет более 86 тыс. километров, в том числе около 15,5 тыс. километров - республиканских и более 71 тыс. километров - местных.
Фото: БЕЛТА
РЭСПУБЛIКА