Первопроходцы строек: колесные экскаваторы
Колесные экскаваторы - достаточно востребованный сегмент спецтехники, который имеет свои преимущества при проведении землеройных работ. Какие новинки колесной техники появились на строительном рынке Сибири, какие требования предъявляют строители региона к экскаваторной технике, изучал корреспондент Auto-Sib.com.
В большинстве случаев заказчику не принципиально важно, какой экскаватор - гусеничный или колесный будет выполнять заданный объём работ. Главное для заказчика - выполнение землеройных работ в срок и с минимальной стоимостью. Преимущество использования колесного экскаватора на объекте, в первую очередь, чувствует подрядчик. Он может оперативней осуществлять переброску техники с объекта на объект. При равных характеристиках с гусеничной машиной применение колесного экскаватора повышает суммарный заработок подрядчика. Гусеничные машины выигрывают на объемных разработках грунта. При выработке котлованов преимуществом гусеничной машины является ее устойчивость и более равномерное распределение нагрузки на почву. При добыче же природных ресурсов и вскрыше карьеров неоспоримым преимуществом гусеничной машины является большая кубатура ковша.
"Колесный экскаватор имеет неоспоримые преимущества перед гусеничными машинами при работе в городских условиях.
Это обусловлено низкой стоимостью перебазировки - под него не надо заказывать или приобретать седельный тягач с тралом. Колесный экскаватор перемещается самостоятельно в любое время суток, -- отмечает Роман Осипович, руководитель отдела продаж представительства ООО "Технопарк", официальный дилер Doosan (г. Новосибирск). - - Не в каждой зоне города, где требуется проведение землеройных работ, имеются подъездные пути для разгрузки трала с гусеничным экскаватором. Колесный же экскаватор мобилен и может самостоятельно подъехать в любые труднодоступные зоны. Далее. Кубатура ковшей, глубина, высота, скорость копания городских колесных экскаваторов не уступает аналогичным показателям гусеничных экскаваторов. Соотношение же колесного и гусеничного экскаватора в плане технических характеристик можно охарактеризовать в соотношении 60 на 40 в пользу колесного".
Высокая мобильность - важнейшая особенность колесной техники
"Если рассматривать все виды полноповоротных машин от мини-экскаваторов до карьерных, то становится очевидным преобладание гусениц на данном виде спецтехники. В первую очередь это связанно с проходимостью. По сравнению с колесами траки обеспечивают меньшее удельное давление на грунт. Кроме того, увесистые гусеницы смещают центр тяжести машины вниз, делая экскаватор более устойчивым, что позволяет обходиться без аутригеров. Кстати, эта особенность сокращает время рабочего цикла гусеничной техники, если требуется часто перемещаться по площадке. Однако многие клиенты предпочитают именно колесные экскаваторы, и это в первую очередь связанно со спецификой работ и особенностями рабочей площадки. Незаменимые на бездорожье стальные грунтозацепы гусениц - недопустимы на асфальте. Да и скорость передвижения "гусянки" оставляет желать лучшего", --отмечает Константин Георге, маркетолог ООО "Предприятие "Стройкомплект", официальный дилер JCB".
В результате, если экскаватор эксплуатируется непосредственно в городской черте или если ему приходится часто переезжать с объекта на объект, гусеничная машина становится привязанной к автомобильному тралу - что в свою очередь и хлопотно, и накладно. А если экскаватор еще и "негабарит", стоимость и сложность его перевозки значительно увеличивается. Колесный экскаватор всех этих недостатков лишен. Шины не повреждают асфальт и бережней, чем гусеницы, относятся к грунту. В совокупности со скоростью передвижения 25-30 км/ч это обеспечивает колесной технике "степень свободы", несравнимую с гусеничной, а полный привод и внедорожная резина - достаточную в этих условиях проходимость.
Особенности конструкции колесных экскаваторов предопределяют масштабы и объемы работы и объекты, на которых востребована данная техника. Максим Можейкин, технический эксперт по строительной техники компании "Восточная Техника", официального дилера Caterpillar, отмечает:
"Различие существует, и обусловлено оно спецификой применения разных типов экскаваторов. Гусеничные экскаваторы, имея большую мощность и производительность, используются в основном на крупных проектах, которые требуют выемки большого количества грунта при редких перебазировках, в то время как более
универсальные и мобильные колёсные экскаваторы используются в многочисленных краткосрочных проектах, требующих постоянных перебазировок машины.
Таким образом, гусеничные машины интересны заказчикам, которые участвуют в долгосрочных, "объёмных" проектах, а колёсные - заказчикам, которые работают с краткосрочными рассредоточенными проектами".
На конкуренцию легким моделям колесных экскаваторов со стороны экскаваторов-погрузчиков обращает внимание Константин Георге:
"По минимальной массе колесных экскаваторов есть "ограничения", порядка 10 тонн. Но эти ограничения диктует рынок. Последнее время к отметке 10 тонн вплотную подбираются популярные экскаваторы-погрузчики. Эти машины не могут похвастаться поворотом стрелы на 360 градусов, но наличие фронтального ковша делает их более универсальными, они не уступают легким полноповоротным экскаваторам по глубине копания и при этом благодаря более простой конструкции - их стоимость ниже".
Корейский прорыв
По предварительным итогам, 2012 год в сегменте колесных экскаваторов будет одним из самых благоприятных за последние несколько лет. Согласно статистике, опубликованной в журнале "Строительная техника и технологии", показатели будут не хуже, чем в 2011 году. Сегмент зарубежной импортной техники показывал по итогам трех кварталов весьма впечатляющий рост (+26%). По всей видимости, значительного перераспределения рыночных долей между производителями вряд ли произойдет. Впрочем, расклад в сегменте достаточно интересный. По объемам продаж лидируют две корейские марки - Hyundai и Doosan. Следом, пул западных производителей - JCB, Caterpillar, Volvo, Hitachi, Liebherr и другие зарубежные марки. Хотя еще пять-шесть лет назад расклад был совсем иной.
За последние пять лет в строительном секторе резко возросла численность парка колесных экскаваторов корейских марок - Hyundai и Doosan.
Особенно стремителен был взлет продаж Hyundai Heawy Industries, сумевшей продать более 500 машин в 2011 году. Сегодня модельный ряд корейской компании представлен в РФ машинами как 9-ой серии, так и предыдущей 7-ой серией.
Предлагаемый модельный ряд 9-ой серии корейской марки состоит из машин R140W-9S (масса - 14,7 т), R170W-9S (масса - 18,4 т), R210-9S (масса - 20,7 т). На колесные экскаваторы устанавливаются двигатели Cummins и Mitsubishi, электронная система Toshiba. Это гарантирует высокую надежность техники и длительный срок эксплуатации. Для российского рынка поставляются модели с автоматическим подогревом двигателя, что позволяет эксплуатировать его в зимний период при температуре воздуха до - 250С.
"Наиболее востребованной моделью в строительном комплексе России является колесный экскаватор Hyundai R170W-9S, - отмечает Андрей Егоров, руководитель Департамента маркетинга и рекламы ЗАО "Техногрейд", официального дистрибьютора Hyundai. - Основные отличия машин 9-ой серии коснулись усовершенствований как силовой установки, так и гидравлики. Изменен внутренний дизайн кабины, он стал более удобен для оператора, улучшена обзорность, кресло настраивается под вес оператора от 50 до 130 кг. На 20% увеличена мощность кондиционера. Снижен расход топлива на 5% - за счет более точной настройки бортового компьютера".
В гидроприводе основные изменения коснулись увеличения мощности главного гидронасоса Kawasaki увеличенной производительности: улучшено перераспредление гидропотоков, что в свою очередь повлекло уменьшение цикла, а также улучшило плавность производимых операций. Увеличен срок замены смазки и полимерных прокладок. Интервал замены: гидравлического масла - с 2000 м/ч до 5000 м/ч, масляного фильтра с 250 м/ч до 1000 м/ч. Увеличен и гарантийный срок на колесные экскаваторы - с 12 до 24 мес. (или 2000 до 3000 м/ч).
Другой корейский бренд Doosan имеет две линейки техники: Solar, унаследованную корейским гигантом от Daewoo, и новую DX. Текущая линейка серии DX включает в себя следующие модели: DX140W (13,8-15,6 т), DX160W (15,9-16,7 т), DX 190W (17,8-19,5 т), DX210 (20,4-20,9 т). При этом до сих пор у сибирских строителей востребована линейка техники Solar.
"Наибольшим спросом в нашем регионе пользуются колесные экскаваторы DOOSAN серии Solar 180 W-V с объёмом ковша 0,93 куб.м и Solar 210 W-V с объемом ковша 1,17 куб. м, оборудованные двигателем DB 58TIS с механическим ТНВД, - отмечает Роман Осипович, руководитель отдела продаж представительства ООО "Технопарк", официальный дилер Doosan (г. Новосибирск). - Активно продвигаются на рынок региона новейшие колесные экскаваторы серии DX. Отличительнойчертой серии DX от серии Solar является более высокий технологический уровень их исполнения, хотя и уровень предыдущего модельного ряда Solar в полной мере удовлетворяет потребностям строителей региона. Машины серии DX более производительны, быстры, комфортабельны для оператора. Недоброжелатели могут сказать о том, что двигатели данной линейки машин, в отличие от предыдущей, снабжены системой "Common Rail", которую так не хвалят эксплуатирующие организации за высокую требовательность к качеству топлива. Мы не отрицаем этого факта. Но компания ООО "Технопарк" и концерн Doosan Infracore взяли на себя высокие обязательства перед клиентами и поставили в качестве эксперимента данную технику в регион. На данное время колесные экскаваторы работают без нареканий, пережили смену летней солярки на зимнюю без единой поломки. Заказчики довольны экскаваторами Doosan серии DX и планируют в дальнейшем закупать только данную серию".
Экскаваторы Doosan комплектуются как моноблочной, так и двухзвенной стрелой, на выбор также рукояти различной длины, бульдозерный отвал и много других опций и навесных элементов.
Отечественные новинки
Сейчас отечественное экскаваторное производство холдинга RM-Terex сосредоточено только на Тверском экскаваторном заводе. За три квартала прошлого года в Российской Федерации было выпущено, по данным издания СТТ, 322 экскаватора, в основном колесных. Модельная линейка тверского экскаваторного завода хорошо известна на строительных площадках региона.
Современные российские колесные экскаваторы, такие как ЕК-18-90 или ЕК-14-90, имеют большую глубину копания - около 6 метров и достаточно большой ковш объемами 0,8 - 1 куб. м. Они успешно выполняют различные работы как на внутригородских строительных площадках, так и на строительных объектах вне города.
Колесные экскаваторы отечественного производства - многофункциональные строительно-дорожные машины с широкими технологическими возможностями, позволяющие работать с большим набором сменного оборудования: ковши различной ёмкости, грейферы копающие, грейфер погрузочный, рыхлитель, гидроножницы, брёвно-захват с ротатором и самый востребованный инструмент на сегодняшний день - гидромолот DELTA F.
Температурный режим эксплуатации всех модификаций экскаваторов от -40 до +50 градусов. Данные модели экскаваторов оснащены гидросистемой BOSH-REXROTH, применение которой не уступает импортным аналогам.
Наиболее востребованы полноповоротные колесные экскаваторы ТВЭКС ЕК-18-90, ЕК-14-90. Это современные модели, в конструкции которых применяются импортные комплектующие в гидросистемах, силовой установке, поэтому они практически ничем не уступают импортным аналогам.
В последние два года конструкторы Группы ГАЗ-РМ занимались разработкой новой модели.
Новинкой 2013 года, как указано на сайте производителя, стал колесный экскаватор TVEX 140W. Это первая модель новой серии колесных экскаваторов ТВЭКС.
Она является логическим продолжением развития линейки 90-й серии экскаваторов из Твери. Как утверждает сайт Группы РМ, в модели повышена прочность и надежность конструкции, управление стало более легким и удобным, увеличена производительность, повышена проходимость и маневренность. Экскаватор оснащен двигателем мощностью 90 кВт, мостами и трансмиссией Zahndarfabrik, высококачественным гидрообрудованием, механизмом поворота Bosch-Rexroth. Машина оборудована новой просторной кабиной с удобным рабочим местом оператора.
Колесный world-class
Колесные экскаваторы Caterpillar и JCB также активно присутствуют на строительном рынке Сибири. Мировой лидер - производитель специальной строительной техники Caterpillar свою колесную технику производит на немецком предприятии. Модельный ряд представлен пятью экскаваторами. На них устанавливаются двигатели собственного производства. Колесные экскаваторы имеют моноблочную или двухзвенную стрелу.
"В нашем регионе наиболее популярными являются следующие модели: М313D, (массой 14,0-16,2 т), двигатель - 129 л.с.; M316D (17,6-19,8 т, 160 л.с.) и M318D, (18,2-20,1 т, 169 л.с.), -- говорит Максим Можейкин, технический эксперт по строительной технике компании "Восточная Техника", официального дилера Caterpillar. -- В 2012 году CAT обновил линейку колесных экскаваторов серии D, выпускаемых для рынка стран СНГ, усовершенствовав программное обеспечение электронных блоков машин и оптимизировав настройку гидросистемы экскаваторов. Результатом этого стало небольшое увеличение гидравлической мощности, оптимизация рабочей силовой установки и повышение производительности машин".
Британская марка JCB - мировой лидер в производстве экскаваторов-погрузчиков имеет серьезные намерения по продвижению колесных экскаваторов на российский рынок. Модельный ряд колесных экскаваторов JCB включает в себя такие машины как JS130W, JS145W, JS160W, JS175W и JS200W.
Наибольшей популярностью пользуется экскаватор JS160W - эта машина массой 17 с лишним тонн (у европейцев принято занижать индекс модели, косвенно указывающий на массу. Диапазон применения JS160W очень широк - от предприятий коммунальной сферы до компаний, ведущих карьерные работы.Буквально несколько месяцев назад один крупный холдинг приобрел оснащенный скальными ковшами 160-й для работы на медном руднике. В базовых комплектациях экскаватор JCB JS160W оснащаться ковшами 0.7 либо 0.9 м3 и передним отвалом. По желанию клиента машина может быть дополнена высокопоточной гидроразводкой для работы с гидромолотом".
Однако многие клиенты обращают внимание и на более компактную модель - JS145W. Эта машина оснащается мотором JCB Dieselmax мощностью 130 л.с. Глубина копания JCB JS145W может достигать 5675 мм. Оборудованный ковшом 0,45 куб. м или 0,63 куб. м, экскаватор незаменим для муниципальных организаций, а также в сфере аренды. Есть примеры, когда 145-ая модель приобреталась исключительно для работы гидромолотом.
И, наконец, флагман колесных экскаваторов JCB модель - JS200W (массой 24 655 кг), уже вплотную приближающаяся по характеристикам к гусеничным машинам. Примечательно, что 200-й часто заказывают в версии Wastemaster - перегружатель металлолома, мусора и т.д. В этом случае JS200W получает в качестве рабочего оборудования грейферный захват или магнитную плиту. Из дополнительных опций стоит отметить цельнолитые не боящиеся проколов колеса, а также дополнительную стальную защиту лобового стекла и крыши кабины. Сама же кабина с помощью гидравлики может подниматься над платформой на несколько метров.
Недавно линейка колесных экскаваторов JCB пережила небольшую модернизацию. Основное изменение - переход на двигатели собственного производства - JCB Dieselmax, вместо Isuzu 4JJ1K. Dieselmax имеет почти на 1.5 литра больший объем, чем у "японца", что позволило не только увеличить крутящий момент, но и снизить обороты мотора.
Фото: jcb.com
Auto-sib.com