Российские эксперты предлагают создать международный транспортный коридор "Запад-Восток", который позволит организовать железнодорожные перевозки между Россией, Японией, странами Корейского полуострова и Северной Америки.
Проект в среду в Токио представил первый заместитель председателя ФГБНИУ "Совет по изучению производительных сил" Минэкономразвития РФ и РАН Виктор Разбегин в рамках презентации Сахалинской области. По его данным, затраты на реализацию этого проекта оцениваются на уровне $70-80 млрд.
Первая часть проекта "Сахалин-материк" включает сооружение новой железной дороги (приблизительно 580 км) Транссиб - Сахалин с совмещенным железнодорожно-автомобильным мостом через Татарский пролив (7,5 км), модернизацию железнодорожной системы на Сахалине (около 870 км) и сооружение туннеля или моста через пролив Лаперуза в Японию (приблизительно 42 км). В России интенсивные работы над проектом были начаты в 1999-2000 годах.
Второй этап проекта может включать создание прямого железнодорожного сообщения между Южной Кореей и РФ путем реконструкции Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб.
Третьим этапом реализации проекта может стать соединение двух континентальных железнодорожных сетей - евразийской и североамериканской - через Берингов пролив. Эта идея была предложена еще в XIX веке. С 1993 года ее вновь начали обсуждать специалисты США, России, Канады, Великобритании и ряда других стран. Было проведено несколько международных конференций по этому проекту, на которых была показана его техническая и экономическая реализуемость, отметил ученый.
По его информации, современный вариант проекта включает строительство 4 тыс. км новой железной дороги от Транссибирской магистрали до Берингова пролива, перехода 100 км через пролив через систему туннелей/мостов и строительство около 2 тыс. км железной дороги, соединяющей полуостров Сьюард (Аляска) с Североамериканской железнодорожной системой в Британской Колумбии (Канада). Железная дорога призвана стать основным компонентом мультитранспортного коридора, который также включит трансконтинентальную линию электропередачи, линии связи и продуктопроводы.
Эта часть транспортного коридора, по словам ученого, обеспечит наиболее короткий наземный путь по маршруту Азия - Россия - Северная Америка, сокращающий сроки доставки грузов на 10-15 дней по сравнению с традиционными морскими путями. Эта магистраль может привлечь 60-70 млн тонн грузов в год, некоторые американские эксперты оценивают возможный ежегодный объем перевозок в 95-120 млн тонн.
Общая сумма необходимых инвестиций в третий этап проекта оценивается в $50-60 млрд. Строительные работы ориентировочно займут 10-12 лет. Доходы от функционирования этой части проекта, по оценкам экспертов, составят $10-15 млрд в год.
"Основной смысл и преимущества этого проекта - это не только развитие транспортной системы. Строительство мультитранспортного коридора даст мощный толчок для вовлечения в мировую экономику действительно огромных природных ресурсов российского востока и северо-востока, которые оцениваются в сотни триллионов долларов США", - утверждает В.Разбегин.
Финмаркет