Логистический аутсорсинг в России развивается медленными темпами
Западный опыт показывает, что производителю выгодно передавать функции услуг по управлению запасами, транспортировке товара и складированию специализированным логистическим компаниям, но в России эта услуга ещё недостаточно прижилась. Причины замедленной интеграции этого типа бизнеса в российское экономическое пространство обсудили на "круглом столе" "Открытый разговор" на тему "Логистический аутсорсинг как способ оптимизации затрат" в рамках выставки "ТрансРоссия-2013".
Принцип действия логистического провайдера в том, что клиенту предоставляется не одна, а целый комплекс услуг. Логистический аутсорсинг нужен крупным компаниям, которые понимают, что могут достигнуть максимальной эффективности путём передачи неспецифичной для неё деятельности тем компаниям, для которых эта деятельность является профильной.
"Аутсорсинг - это одна из наиболее продвинутых форм разделения труда. Это позволяет профессионалам сфокусироваться на том, чем им свойственно заниматься", - объяснил директор по закупкам STS Logistics Роман Юников.
В России процесс передачи логистических услуг на аутсорсинг идёт медленно, но верно.
"У нас сейчас на обслуживании находятся несколько промышленных предприятий. Изначально мы заходили на эти предприятия в качестве консультанта, проводили анализ существующих логистических функций на предприятии, финансовый анализ. Сейчас мы осуществляем логистику сырьевых материалов с полной финансовой ответственностью за поставку нашей компанией", - рассказал директор по коммерции ОАО "РЖД-логистика" Филипп Максимов.
Но несмотря на то что собственная логистика чаще всего ложится тяжким бременем на себестоимость и это доказано примером западных производителей, многие российские компании пока отказываются прибегать к услугам логистического аутсорсинга либо же используют услуги специализированных компаний, когда не хватает собственных мощностей.
"У западных компаний уже принято, что компания занимается только своим собственным бизнесом. У нас же востребованность логистического аутсорсинга носит синусоидальный характер, потому что многие компании периодически закупают свой собственный транспорт. Российские компании не готовы к серьёзной логистике", - утверждает генеральный директор группы компаний "Санна" Сергей Шкарупа.
По словам Романа Юникова, логистическую службу, включая автопарк исклады, приходится содержать круглый год, независимо от того, загружена ли она.
"Примером тому служат Apple, IBM. Они полностью отдали складские и транспортные функции на аутсорсинг, - отметил представитель STS Logistics. - Они не хотят заниматься непрофильными вещами, а перевозку и хранение они отдают компаниям, которые могут это сделать за них".
По мнению участников дискуссии, отказ отдавать непрофильную деятельность на аутсорсинг связан с неправильным и непрофессиональным управленческим подходом со стороны предприятий, а также низким процентом компаний, предлагающих полный спектр услуг.
"В компаниях один человек заказывает транспорт, другой занимается закупками, третий реализацией, ещё один таможней, отдельный человек складом. И у каждого задача как можно больше сэкономить. В результате получаются нестыковки", - сказал Сергей Шкарупа.
Но в России не так много компаний, которые могут нести ответственность за оказываемую услугу. Менеджер по продажам компании InterRail Любовь Шепелева высказала мнение, что, кроме всего прочего, новшества не так просто приживаются в российском менталитете.
"Заказчик полагает, что лучше всего он сделает это сам. Боится отдавать под чью-то ответственность, боится некомпетентности", - резюмировала она.
Фото: tdnominal.ru
Гудок