Для успешного функционирования экономико-социальной сферы не обойтись без налаженной системы грузоперевозок. Без качественно предоставляемых услуг по доставке продукции потребителю в любую точку страны и за её пределы невозможно развитие торговли вообще. Поэтому неудивительно, что автомобильные грузоперевозки становятся всё более востребованными на российском рынке.
На начало 2012 года на территории Российской Федерации зарегистрировано более 46 тысяч предприятий, предлагающих услуги автомобильных грузоперевозок. В 2011 году наблюдался рост грузооборотов на 4%.
В 2012 году этот показатель возрос на 10,7%, а экспортных перевозок в страны Европы - на 4,7% (в первую очередь на повышения экспортных объёмов повлияла перевозка сырой нефти).
Всего в 2012 году около 67,9% грузов было перевезено автомобильным транспортом, тогда как железнодорожные перевозки составили примерно 16,6%, доля трубопроводного транспорта составила около 14%, а водные и воздушные виды транспорта перевезли менее 2% грузов.
Развитие рынка грузоперевозок наблюдается за счёт повышения спроса на услугу, роста доходных ставок и снижения лизинговых процентов автотехники. Повышается пропускная способность дорог и автомагистралей, увеличивается масса грузов и расстояние следования грузового транспорта.
Около 90% перевозок в России приходится на малый бизнес, который способен чутко реагировать на малейшие изменения в социально-экономической ситуации, применять инновации и продуктивные технологии.
Автотранспорт гораздо удобнее для перевозки, чем все другие виды, отличается манёвренностью, возможностью формирования цепей поставки, способностью доставлять груз в любые точки на карте, высокой скоростью движения, а также требует сравнительно небольшой стартовый капитал для начала бизнеса.
Одним из направлений развития грузоперевозок в России является активное использование информационных технологий. Например, многие компании стали предлагать свои услуги в сети Интернет в качестве посредников между транспортными организациями и потребителями. Использование таких сервисов позволяет автоматизировать процесс сотрудничества с клиентами, причём их работа не ограничена во времени и полностью автоматизирована.
Однако, несмотря на столь оптимистический прогноз, у транспортных компаний России существует немало проблем. Например, определённые сложности связаны с неэффективностью использования транспортного состава (простой грузовиков составляет около 12 часов при погрузке и выгрузке товара, когда как европейские и американские компании сокращают это время до 2-4 часов).
Затруднено и прохождение границ при международных перевозках, что негативно влияет на качество услуг. В этой отрасли высока конкуренция с зарубежными компаниями, отрицательным фактором является и отсутствие государственной поддержки российских транспортных компаний.
Автомобильный рынок России стремительно стареет, большинство машин на нём выпущены более 14 лет назад. Существуют также парки, автомобили которых старше 1999 года выпуска.
Очевидно, что решение этих и подобных проблем должно стать значимой задачей государственных программ по развитию экономики страны.
Financial lawyer