← Автомобильные грузоперевозки

Порт Новороссийск развивает ро-ро

Группа компаний "Дело" бывшего депутата Госдумы Сергея Шишкарёва планирует завершить в июле строительство терминала для перевалки автомобилей на площадке "Комбината Стройкомплект" в порту Новороссийска. Планы "Дела" по расширению этого направления грузооборота связаны с заявлениями ведущих мировых автоконцернов об увеличении объёмов производства в Турции. Соответствующие намерения уже высказали Toyota, Honda, Ford, Renault.
В настоящее время "Дело" ведёт перевалку автомобилей через свой главный терминал в Новороссийске - ОАО "НУТЭП". По данным группы, в прошлом году перевалка машин увеличилась на 30% в абсолютном выражении (с 36 до 46,8 тысяч штук) и на 44% в тоннаже (с 860 до 1238 тысяч тонн). Мощность нового ро-ро (от английского roll-on / roll-off) терминала, который "Дело" готовит к вводу в строй, составит 70 тысяч авто в год.
Рост перевалки автомобилей недавно был анонсирован и главным российским конкурентом "Дела" в этом сегменте - "Группой НМТП". В феврале её гендиректор Радо Антолович сообщил, что на 2013 год группой подписан контракт о перевалке 30 тысяч автомобилей через терминалы ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" и ОАО "Новорослесэкспорт" (вторая сторона контракта не указывалась). Кроме того, был подписан меморандум по увеличению перевалки автомобилей в три-четыре раза к 2015-2016 годам, в связи с чем НМТП планировал построить терминал объёмом более чем 100 тысяч машин в год.
По мнению аналитика агентства "Инвесткафе" Киры Завьяловой, проекты по строительству ро-ро терминалов в России сейчас достаточно перспективны, хотя рост отечественного авторынка существенно замедлился. Однако в случае с ро-ро перевозками вступают в силу дополнительные факторы, например, невысокий объём инвестиций в строительство терминалов. По данным г-жи Завьяловой, на создание ро-ро терминала в порту Петербурга было потрачено 780 млн рублей, что в стивидорной отрасли выглядит не самой крупной суммой. Кроме того, ро-ро перевозки относятся к категории высокомаржинальных. Что же касается общих перспектив рынка, то Кира Завьялова отмечает, что как раз бренды автопроизводителей, расширяющих производство в Турции, в России чувствуют себя неплохо: за прошлый год Toyota нарастила российские продажи на 28%, Honda - на 13%, тогда как рынок в целом вырос на 11%. "В этом году можно ожидать сокращения российского авторынка на один процент, но, полагаю, продажи указанных марок останутся в плюсе", - резюмирует г-жа Завьялова.
В то же время аналитическое агентство Infranews прокомментировало планы операторов Новороссийского порта по развитию ро-ро перевозок весьма скептически: "В России производится тот же спектр авто, что и в Турции. Почему же надо думать, что автоконцерны будут ещё логистику подкручивать?"
Эксперт Северо-Запад