Младший брат "Бычка"
Идея создания двухтонки принадлежит главному инженеру ЗИЛа Геннадию Яркову, который поделился своим замыслом с начальником цеха по созданию испытательного оборудования Владимиром Шацким. Проектировать автомобиль начинали практически на "общественных началах", широко используя уже имеющиеся узлы и агрегаты. В частности, будущую машину было решено комплектовать кабинами китайской фирмы Shaanxi, партия которых была приобретена для среднетоннажников ЗИЛ-4329В "Кентавр" (ранее, еще до китайцев, эта кабина использовалась на грузовиках MAN). Кстати, столичный завод закупил также отдельные штампованные панели и сварочный стапель для сварки китайских кабин непосредственно на ЗИЛе.
Однако стандартная кабина оказалась шире, чем требовала разработанная для грузовика несущая рама. Поэтому ее ширину уменьшили на 150 мм, вырезав соответствующий "кусок" из центральной части. Стекла изготовила одна из специализированных компаний.
По результатам проведенных испытаний нового грузовика разработчикам пришлось усиливать крепления ремней безопасности и сидений. Число мест в кабине после такой модернизации сократилось до двух, но внутренний объем уменьшился незначительно. Одним словом, водитель и пассажир ЗИЛ-23010 будут чувствовать себя вполне вольготно. К несомненным достоинствам салона можно отнести регулируемое сиденье водителя с индивидуальной подвеской, изменяемое по углу наклона и вылету рулевое колесо, хорошо читаемые приборы, отсеки для личных вещей, вполне достойную по качеству пластиковую отделку интерьера, большие зеркала заднего вида.
С миру по нитке
В отличие от "Бычка" рама двухтонки выполнена из лонжеронов постоянного профиля. Новая конструкция получилась легкой и прочной. Грузовую платформу для опытного ЗИЛ-23010 изготовили из унифицированных элементов, а настил сделали деревянным. Однако у серийных машин пол кузова будет металлическим. Задний и боковые борта - откидывающиеся. При этом погрузочная высота составляет менее метра, а внутренние размеры платформы -
В качестве силовой установки временно использовали дизельный двигатель Perkins, однако в дальнейшем предполагается, что в моторном отсеке займет место рядный четырехцилиндровый дизель ММЗ Д-245.9 (4,75 л) мощностью 130 л.с. в исполнении Евро-4. Правда, этот агрегат несколько тяжеловат для двухтонки, поэтому в качестве альтернативы ему рассматривается новая дизельная "четверка" ЯМЗ-5343 (Евро-4) рабочим объемом 4,43 л, развивающая 136 л.с., а также импортные аналоги, например, тот же Cummins.
Силовую цепочку продолжают диафрагменное однодисковое сцепление, механическая 5-ступенчатая коробка передач и одноступенчатый гипоидный ведущий мост. Последний достался ЗИЛ-23010 от опытного санитарного фургона с односкатной ошиновкой, изготовленного на заводе некоторое время назад. Медицинским работникам эта машина не подошла (были претензии к некоторым изъянам конструкции и ходовым качествам), зато неразрезной мост вполне сгодился для нового малотоннажника. ЗИЛ-23010 оснащается также барабанными тормозами (дополненными антиблокировочной системой) и оригинальными ступицами, на которые колесные диски надеваются наоборот, другой стороной.
Передняя ось полностью заимствована у "Бычка". Спереди и сзади установлены новые малолистовые или так называемые параболические рессоры, серийное производство которых в настоящее время осваивается на ЗИЛе. Продольный профиль листа таких рессор переменный (от концов к середине сечение увеличивается по параболическому закону), что обеспечивает распределение напряжений по всей длине листа равномерно, без скачков. Это же обуславливает и меньшую жесткость рессоры, что в свою очередь улучшает плавность хода автомобиля. Кроме того, долговечность такой рессоры возрастает в 1,5-2 раза - за счет уменьшения межлистового трения, а значит, истирания и выкрашивания листов, отсутствия пиковых напряжений. Еще один немаловажный фактор - металлосбережение на 25-30%, поскольку увеличенные рабочие напряжения новых рессор позволяют сократить количество используемых листов до минимума. Наконец еще одно преимущество новых рессор - дешевизна.
Достаточно оригинальную конструкцию имеет стояночный тормоз двухтонки - его клавиша управления находится на левом торце водительского сиденья, а электродвигатель с усилием 100 кг взят от привода кресла лимузина ЗИЛ-41047. Рулевое управление опытного малотоннажника позаимствовано у Mercedes-Benz, однако уже принято решение ставить механизм RBL, который планируется выпускать на смоленском филиале ЗИЛа.
Полная масса нового двухтонника составляет 5000 кг, снаряженная масса - 3000 кг, колесная база - 3300 мм, а максимальная скорость достигает 95 км/ч.
Фото: Валерий Васильев
Trucklist