Компания KPMG проанализировала, что ждет строителей дорог. Аналитики изучили планы государства по финансированию дорожного хозяйства, региональные программы развития транспорта, опросили отраслевых чиновников и участников рынка.
Отрасли гарантировано бюджетное финансирование: ремонт и содержание федеральных трасс с 2014 г. будут финансироваться по нормативам. Объемы строительства предстоит удвоить, чтобы выполнить инаугурационный указ президента. По федеральной сети выполнить план, скорее всего, удастся даже раньше срока. Помогут и планы "Автодора" по развитию платных магистралей: объем ее программы до 2020 г. - 1,4 трлн руб., в том числе 408 млрд - привлеченные инвестиции. Рынок дорожной инфраструктуры растет и продолжит расширяться в среднем на 10% в год.
Основная стратегия игроков, работающих в нескольких регионах в пределах округа (таких компаний 100-150, выручка - 11-17 млрд руб.), - удержание доли рынка за счет "исторического присутствия в регионе" и "доступа к заказам", указывают аналитики.
Максимальная же прибыльность достижима лишь для крупных компаний, работающих на федеральном уровне. Например, доходность по валовой прибыли у "Мостовика" и "Мостотреста" в 2012 г. составила 10-15% против 5-9% и менее у региональных и локальных игроков (например, "Сибмост", "Дальмостстрой", "Мостоотряд 99"). Поэтому следующий этап после выхода на региональный уровень - вертикальная интеграция, которая позволит стать федеральным игроком.
Консолидация игроков за счет слияний и поглощений ради экспансии в другие регионы или увеличения доли на рынке - одна из основных тенденций. Активы консолидируются "вокруг компаний, обладающих доступом к заказам".
Но и крупным игрокам придется биться за рентабельность. Контракты становятся крупнее и сложнее: например, искусственные сооружения выставляются на тендер вместе со строительством дорог, приходится наращивать опыт, чтобы максимально выполнять проекты за счет собственных ресурсов, иначе придется наращивать долю субподрядов, а их стоимость растет.
Еще один вызов для участников рынка - интерес госзаказчиков к механизму государственно-частного партнерства (ГЧП). Пока ГЧП было прерогативой "Автодора", но Росавтодор тоже начал привлекать частников для строительства бесплатных трасс, появляются и региональные проекты (например, мост через р. Каму в Удмуртии). Первым из строителей доли в концессионных проектах купил "Мостотрест" - в Северо-Западной концессионной компании (СЗКК) и "Объединенных системах сбора платы".
В проектах ГЧП конкуренция будет лишь острее, ведь они интересны и крупным международным игрокам. Правда, пока им удается получать контракты ГЧП лишь в консорциумах с российскими партнерами (как, например, французская Vinci и "Мостотрест" в СЗКК).
Денег в бюджете в обрез, и без частных инвесторов не получится даже поддерживать имеющуюся инфраструктуру, а бизнесу придется более жестко контролировать издержки.
Асфальт.ру