← Автомобильные грузоперевозки

Аналитики рассказали, что ожидает рынок дорожного строительства

Компания KPMG проанализировала, что ждет строителей дорог. Аналитики изучили планы государства по финансированию дорожного хозяйства, региональные программы развития транспорта, опросили отраслевых чиновников и участников рынка.
Отрасли гарантировано бюджетное финансирование: ремонт и содержание федеральных трасс с 2014 г. будут финансироваться по нормативам. Объемы строительства предстоит удвоить, чтобы выполнить инаугурационный указ президента. По федеральной сети выполнить план, скорее всего, удастся даже раньше срока. Помогут и планы "Автодора" по развитию платных магистралей: объем ее программы до 2020 г. - 1,4 трлн руб., в том числе 408 млрд - привлеченные инвестиции. Рынок дорожной инфраструктуры растет и продолжит расширяться в среднем на 10% в год.
Основная стратегия игроков, работающих в нескольких регионах в пределах округа (таких компаний 100-150, выручка - 11-17 млрд руб.), - удержание доли рынка за счет "исторического присутствия в регионе" и "доступа к заказам", указывают аналитики.
Максимальная же прибыльность достижима лишь для крупных компаний, работающих на федеральном уровне. Например, доходность по валовой прибыли у "Мостовика" и "Мостотреста" в 2012 г. составила 10-15% против 5-9% и менее у региональных и локальных игроков (например, "Сибмост", "Дальмостстрой", "Мостоотряд 99"). Поэтому следующий этап после выхода на региональный уровень - вертикальная интеграция, которая позволит стать федеральным игроком.
Консолидация игроков за счет слияний и поглощений ради экспансии в другие регионы или увеличения доли на рынке - одна из основных тенденций. Активы консолидируются "вокруг компаний, обладающих доступом к заказам".
Но и крупным игрокам придется биться за рентабельность. Контракты становятся крупнее и сложнее: например, искусственные сооружения выставляются на тендер вместе со строительством дорог, приходится наращивать опыт, чтобы максимально выполнять проекты за счет собственных ресурсов, иначе придется наращивать долю субподрядов, а их стоимость растет.
Еще один вызов для участников рынка - интерес госзаказчиков к механизму государственно-частного партнерства (ГЧП). Пока ГЧП было прерогативой "Автодора", но Росавтодор тоже начал привлекать частников для строительства бесплатных трасс, появляются и региональные проекты (например, мост через р. Каму в Удмуртии). Первым из строителей доли в концессионных проектах купил "Мостотрест" - в Северо-Западной концессионной компании (СЗКК) и "Объединенных системах сбора платы".
В проектах ГЧП конкуренция будет лишь острее, ведь они интересны и крупным международным игрокам. Правда, пока им удается получать контракты ГЧП лишь в консорциумах с российскими партнерами (как, например, французская Vinci и "Мостотрест" в СЗКК).
Денег в бюджете в обрез, и без частных инвесторов не получится даже поддерживать имеющуюся инфраструктуру, а бизнесу придется более жестко контролировать издержки.
Асфальт.ру