← Коммерческий транспорт

Рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к падению

Российские предприниматели не доверяют способу "временного" владения производственным оборудованием, предпочитая, если есть возможность, приобретать его в собственность. Об этом 4 декабря в ходе XII конференции "Лизинг в России", организованной рейтинговым агентством "Эксперт РА", заявил генеральный директор ЗАО "Газпромбанк Лизинг" Максим Агаджанов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
По данным статистики, рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к сокращению. До конца декабря еще возможны крупные сделки, которые изменят статистику, но базовый прогноз агентства, все же, заключается в нулевых темпах прироста. В отсутствие новых "точек роста" и с учетом стагнации в экономике и в 2014 году прирост рынка лизинга, согласно "Эксперт РА", вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии.
Совокупный портфель лизинговых компаний по итогам девяти месяцев 2013 года составил 2,65 трлн. рублей, в том числе объем нового бизнеса - 940 млрд. рублей. Половину лизингового портфеля на 1.10 занимает железнодорожная техника, хотя ее доля и сокращается.
В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, оперативный лизинг за год, наоборот, увеличился вдвое. Впрочем, оперативный лизинг остается сегментом лишь нескольких игроков. По итогам 9 месяцев 2013 года такие сделки в общем объеме рынка заняли только 8%, не слишком увеличится их доля, по прогнозу, и в 2014-м. Развивать оперативный лизинг в ближайшие два года, согласно опросу "Эксперт РА", собираются менее пятой части лизингодателей - лишь 10-15% компаний.
86% сделок оперативного лизинга суммарно пришлось на сегменты ж/д и авиатехники, менее заметен оперлизинг в сегментах автобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости.
Потребителями таких услуг в России преимущественно являются дочерние предприятия международных холдингов, а также компании, нацеленные на иностранное фондирование, - при действующих правилах МСФО лизинг позволяет не отягощать баланс и улучшить индикаторы эффективности. Для сравнения, в Европе средняя доля оперативного лизинга в общей структуре рынка составляет 35-40%.
"Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду, - отметил генеральный директор ЗАО "Газпромбанк Лизинг" Максим Агаджанов. - Не стоит также забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании".
Как и год назад, на первое место среди факторов, негативно влияющих на лизинговый рынок, участники опроса "Эксперт РА" поставили нехватку именно платежеспособных "качественных" клиентов. Проблема недостаточного спроса со стороны клиентов, хоть и есть (4 место в десятке факторов), но она, очевидно, менее остра.
Клерк.Ру