Минтранс решил упростить таможенные процедуры для превращения России в транзитный узел на пути из Европы в Азию и обратно. Специально для этого правительство впервые пропишет в законодательстве понятие "транспортные коридоры", где будут применяться более мягкие таможенные и надзорные процедуры. Бюрократия на границе - одно из основных препятствий на пути создания транспортных коридоров, отмечают эксперты.
Новый законопроект, разработанный Минтрансом в рамках создания системы транспортных коридоров на территории России, предусматривает введение упрощенного порядка совершения таможенных операций и государственного надзора для транзитных грузов. Документ на прошлой неделе направили на согласование в Минэкономразвития и Минюст. Проект предполагает поправки в законы о таможенном регулировании, о государственном контроле автомобильных перевозок и в устав железнодорожного транспорта.
Новый законопроект был разработан после совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, которое состоялось в середине января. Тогда в правительстве обсуждался еще один документ, направленный на создание транспортных коридоров. Он был опубликован Минтрансом в начале декабря. Обновленная трактовка предполагает, что упрощенный порядок работы таможни будет определяться решением правительства, пояснили в Минтрансе. В предыдущей редакции эти функции делегировались специальной комиссии под председательством профильного вице-премьера. Представитель Аркадия Дворковича не стал комментировать ситуацию с созданием транзитных коридоров.
Об использовании транзитного потенциала России много говорили в прошлом году - накануне и во время саммита стран АТЭС, который проходил в сентябре во Владивостоке. В программной статье Владимира Путина, опубликованной тогда Wall Street Journal, отмечалось, что реализация ряда крупных транспортных проектов позволит к 2020 году в 5 раз увеличить транзит грузов, проходящих через Россию на пути из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно.
При этом перевозки через Россию должны оказаться конкурентоспособными по затратам по сравнению с традиционными маршрутами через Малаккский пролив и Суэцкий канал, говорилось в статье.
Основная проблема транзита через Россию - большие сроки доставки из-за необходимости сбора таможенных документов и затянутости процедур, согласен глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Он отметил, что предоставление льгот для транзитных коридоров может стать первым случаем, когда таможню ограничат в интересах остальной экономики.
На транзитные перспективы Транссиба и БАМа рассчитывают, в частности, РЖД. При этом в 2011 году средняя скорость грузовых составов с учетом всех операций на станциях составила 10 км в час. Как заявлял президент РЖД Владимир Якунин, дальневосточные предприятия дают заявки на перевозку около 100 млн т грузов, тогда как Транссиб может освоить максимум 52 млн т. На БАМе ситуация не намного лучше, и увеличение транзита на 20 млн т в год РЖД оценивают в 1,1 трлн рублей.
Что касается авиации, то в настоящее время Минтрансом России реализуется Концепция развития грузовых перевозок до 2020 года, разработанная при участии Центра гражданской авиации, в рамках которой планируется реализация ряда инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности услуг воздушного транспорта в России. Однако пока о серьезной роли сибирских аэропортов как грузовых хабах говорить не приходится - 83% грузов в России обслуживаются в аэропортах Московского авиаузла.
Известия