Государству не хватает 17-20 млрд рублей на выполнение своих обязательств по строительству объектов морского порта Сабетта, есть риск сдвижения сроков, сообщили в одной из компаний, принимающих участие в реализации этого проекта.
Согласно ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", на строительство объектов морского порта в районе поселка Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе, из бюджета выделено 47,2 млрд рублей.
Проект строительства порта в поселке Сабетта реализуется на принципах частно-государственного партнерства, поэтому ОАО "Ямал СПГ", которое будет первым использовать этот порт для поставки оборудования и отгрузки продукции, инвестирует в порт 25,9 млрд рублей. Акционерами "Ямал СПГ", строящее завод по сжижению газа на 16,5 млн тонн в год, являются "НОВАТЭК" ((60%), по 20% - у французской Total и китайской CNPC.
Как сообщил источник "Интерфакса", при реализации проекта стало очевидно, что этих средств недостаточно. "Этот проект - уникальный. По сути ничего подобного ранее в мировой практике не было. Поэтому невозможно было сразу рассчитать точную сумму", - сказал собеседник агентства.
По его словам, сейчас в правительстве рассматривается вариант изыскать необходимые средства, возможно, за счет оптимизации проекта порта.
Собственно работа по оптимизации проекта порта Сабетта уже началась. В частности, как заявили "Интерфаксу" в пресс-службе ОАО "ЛенморНИИпроект" (разработчик проекта порта), "в ходе реализации проекта возникла необходимость оптимизировать конструктивные решения по ледозащитным сооружениям". "Это и является предметом обсуждений государственной экспертизы, проходящей сейчас", - заявили в пресс-службе НИИ.
Однако, считает источник, вероятно часть из недостающих средств, 8-9 млрд рублей, придется все же вкладывать частным инвесторам.
Основные участники проекта по строительству порта Сабетта: ОАО "Ямал СПГ", Росморречфлот, ФГУП "Росморпорт". Генеральный проектировщик - ОАО "ЛенморНИИпроект". К объектам инвестора относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа, газоконденсата и нефти, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации.
К объектам федеральной собственности относятся подходной канал с операционной акваторией, морской канал протяженностью 48,5 км, системы управления движения судов навигационного обеспечения, здания морских служб, оградительные ледозащитные сооружения.
Планируемый грузооборот морского порта с учетом освоения Южно-Тамбейского месторождения и вовлечения в разработку углеводородного сырья близлежащих месторождений к 2020 году может составить 30,7 млн тонн в год.
Создание порта Сабетта обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Реализация на базе одного Южно-Тамбейского месторождения проекта "Ямал СПГ", предполагающего строительство завода СПГ, обеспечит ежегодный грузооборот продукции в объеме 16,5 млн тонн СПГ. Запуск первой очереди завода предполагается в 2017 году.