18 июня компания Volvo Trucks, один из лидеров по производству тяжелых грузовиков, объявила о приостановке работы своего завода в Калуге. В пресс-службе Volvo Group Trucks Russia сообщили, что это традиционная мера: "в июле-августе абсолютно все заводы в производственной системе Volvo Group Trucks во всем мире (а их свыше 15) уходят на летние каникулы, останавливая производство". Но в связи с падением рынка было принято решение сделать непроизводственными еще две первые недели сентября.
Завод Volvo Trucks в Калуге был открыт в 2009 году, плановая мощность - 15 тыс. грузовиков в год (10 тыс. Volvo, 5 тыс. Renault Trucks). В 2011 году Volvo Trucks удалось получить льготы режима промсборки, но не как автопроизводителю, а как производителю компонентов. Локализация на заводе невысока, но в ноябре планируется открытие нового предприятия по сварке и окраске кабин.
По данным "Автостата", рынок грузовых автомобилей по итогам января-мая упал относительно аналогичного периода 2013 года на 12,1%, до 38,4 тыс. машин, продажи в мае снизились на 16,7% (6,81 тыс. грузовиков). Продажи Volvo в России упали наиболее сильно. За пять первых месяцев года они снизились на 46%, до 1,47 тыс. машин, в мае - на 46,3%, до 230 машин (доля производителя на рынке - 3,4%). Лидер рынка КамАЗ (доля 30,5%) также показал негативную динамику: в мае его продажи сократились на 13,3% (2,08 тыс. машин), за январь-май - на 2,8% (12,12 тыс. машин). У другого иностранного производителя грузовиков - имеющей производство в России шведской Scania (доля на рынке 7,3%) - показатели благополучнее: по итогам пяти месяцев продажи компании выросли на 2,2%, до 2,61 тыс. грузовиков, в мае сохранились на уровне прошлого года - 500 машин.
Volvo - не первый автопроизводитель, вынужденный останавливать производство на своих заводах в России из-за продолжающегося падения авторынка. Сейчас приостановлено производство завода General Motors в Петербурге, завод Ford Sollers во Всеволожске приостанавливал работу в апреле-июне, КамАЗ применял такую меру в феврале-марте. По мнению Владимира Беспалова из "ВТБ Капитала", приостановка производства - это "нормальная практика для оптимизации" при падении рынка. Аналитик отметил, что закрываться полностью Volvo Trucks "смысла нет", так как спрос вернется "с оживлением инвестиционной активности, с появлением крупных инфраструктурных заказов", например в дорожном строительстве.
Коммерсантъ