← Дороги, инфраструктура

ГЧП в дорожной отрасли отмечает юбилей

За пять лет по дорогам, которые эксплуатируют с помощью механизма государственно-частного партнерства, проехали 70 млн россиян. Такие цифры привел глава Администрации президента Сергей Иванов на конференции, посвященной 10-летнему юбилею ГЧП в отечественной дорожной отрасли и пятилетию ГК "Автодор". "На повестке дня значительное увеличение объемов дорожного строительства, модернизация существующих магистралей, призванных стать основой качественной, эффективной, безопасной автодорожной сети", - отмечается в послании главы государства, которое было адресовано к юбилею госкомпании.
Одним из ожидаемых проектов, который облегчит жизнь жителям Химок и тем, кто спешит на самолет в Шереметьево, станет новая дорога, построенная по принципу ГЧП. Добраться от Москвы до аэропорта уже к новому году можно будет за 7-10 минут, подсчитал Сергей Иванов.
Он назвал и другие знаковые проекты, которые реализуются с привлечением частного капитала. Это скоростная трасса Москва - Санкт-Петербург и Центральная кольцевая автодорога, "расшивка" узких мест на шоссе Москва - Нижний Новгород и строительство подходов к Новороссийскому транспортному узлу.
В целом разработанные ГЧП проекты по строительству дорог можно растиражировать в федеральной контрактной системе в случае, если будет доказана их эффективность, считают эксперты.
Основными организационно-контрактными схемами инвестиционных проектов в дорожном строительстве стали концессионные и долгосрочные инвестиционные соглашения. Закон "О концессионных соглашениях" позволил частным компаниям создавать, реконструировать дороги и получать деньги за проезд по ним.
Доходы от платы за проезд уже стали основным источником финансирования затрат на стадии эксплуатации, а также возврата вложенных инвестиций на стадии строительства и реконструкции коммерческих автодорог. По соглашению в обязательства концессионера может входить и сбор платы с пользователей для концедента, то есть государства. Это обеспечивает для последнего возмещение затрат на подготовку территории под строительство, которые лежат на собственнике дороги. Трасса не переходит в частные руки, а продолжает принадлежать государству, отмечают эксперты.
Обеспечение возврата инвестиций концессионера идет за счет платежей, поэтапно выплачиваемых концедентом концессионеру на эксплуатационной стадии в порядке и в соответствии с условиями, определенными в концессионном соглашении, в том числе в соответствии с условиями, регулирующими порядок осуществления расчетов и выплаты предусмотренного размера доходности инвестиций концессионера. При этом, как правило, предусматривается дифференцированный порядок выплат инвестиционных платежей, обеспечивающий возврат заемных инвестиций концессионера и инвестиционных платежей, возврат инвестированных концессионером собственных средств.
Российская Бизнес-газета