← Склады и грузовые терминалы

В Люксембурге открыто новое хранилище произведений искусства

В Люксембурге 17 сентября торжественно открылся девятый в мире "фрипорт" - крупное хранилище произведений искусства. Событие собрало 400 VIP-персон мирового арт-рынка, большинство из которых отбиралось организаторами по принципу "сарафанного радио". В новейшем здании за ?55 млн многие видели повторение футуристической архитектуры сингапурского фрипорта, но итальянские архитекторы проекта взяли за образец советские дворцы молодежи конца 1970-х - с массивными лестницами и барельефами на всю стену. Мероприятие почтил присутствием сам великий герцог Люксембургский, а также представители правительства - премьер-министр и министр финансов страны.
Тем не менее, для коллекционеров, желающих отныне разместить культурные ценности в пределах герцогства, существуют небольшие ограничения. Как известно, Люксембург является территорией с особым налоговым режимом, проще говоря, оффшорной зоной. Однако это зона европейская и весьма статусная: 80% финансовых арт-фондов (в том числе китайских) имеют люксембургскую прописку. Здесь же расположен головной офис финансового аналитика Deloitte, три года назад открывшего подразделение Deloitte Art Finance для работы с инвестициями в искусство. Люксембургский фрипорт по определению не должен был стать исключением, обеспечивая доступ к произведениям искусства, находящимся на хранении, в режиме свободной налоговой зоны (duty free), то есть беспошлинно ввозимым и вывозимым.
Однако на презентации большинство приглашенных ожидал сюрприз. Оказалось, что хранилище попало под люксембургское законодательство, обеспечивающее 0% VAT при импорте, но 15% VAT при желании экспорта ввезенного предмета искусства. Правда, это касается лишь экспорта в страны Евросоюза, нормам которого Люксембург настойчиво склоняют соответствовать. Стоит добавить, что с 1 января 2015 года ожидается введение 6%-ного налога на импорт предметов искусства, однако он также касается только Европейского Союза.
За размещение фрипорта именно в Люксембурге ответственен Ив Бувье, инвестор и совладелец аналогичных хранилищ в Женеве, Цюрихе и Сингапуре. К моменту его открытия было выкуплено до 60% площадей. Можно сказать, фрипорт и хранимые в нем ценности будут своего рода входным билетом в люксембургскую финансовую тусовку. Причем понимает это как руководство страны (сигнализируя об этом обилием титулованных особ на открытии), так и Deloitte, по слухам также вложившийся в создание хранилища. В сумме они донесли очень четкий месседж: храните искусство и параллельно занимайтесь бизнесом на нашей территории, но за вывоз придется заплатить. Несогласных с этим на открытии не нашлось. Тем более что сегодня произведение искусства все чаще переживает смену владельцев, при этом физически оставаясь в арендованной на долгое время ячейке. А сделки по покупке-продаже художественных ценностей, совершенные на территории фрипорта, налогом по люксембургскому законодательству не облагаются, равно как и временный вывоз работ на выставки.
Статистически новый фрипорт выглядит так: общая площадь - 22 тыс. м2, площадь ячеек - 15 тыс. м2, 8 просмотровых комнат, максимальный срок хранения (согласно законодательству герцогства) - 29 лет, стоимость - от ?2 в день за минимальную ячейку. Из эксклюзивных особенностей стоит выделить двери размером 4х4 м, что делает доступным хранение дорогостоящей габаритной скульптуры и инсталляций; расположение хранилища в пределах люксембургского аэропорта, что сводит логистику предметов искусства (по статистике, чаще всего повреждающихся именно во время транспортировки) к минимуму и наличие дружественной авиакомпании CargoLux, позволяющей оформить все виды документации в пределах одного кабинета фрипорта.
Сегодня можно сказать, что с появлением формата фрипорта экономика искусства вступила в новый этап - создания all-in-one-сервисов, которые объединяют эстетические и повседневные нужды состоятельных людей - иными словами, искусство и деньги под одним присмотром.
The Art Newspaper Russia