← Логистика, грузы

Эксперты обсудили тренды на российском рынке e-commerce

По оценке центра электронных торгов B2B-Center, совокупный объем рынка российской электронной коммерции в 2013 году превысил 20 трлн рублей. Такие данные озвучила Дженнифер Трелевич, директор по технической стратегии B2B-Center, в ходе работы секции e-commerceна Неделе российского Интернета RIW 2014.
Наибольшая доля в этой сумме приходится на электронные закупки корпоративных заказчиков (b2b-сегмент) - почти 13,5 трлн рублей. Объем электронных госзакупок (сегмент b2g) составляет примерно 6,5 трлн рублей. Наконец, на b2c-сегмент приходится около 0,5 трлн рублей.
Объем онлайн-продаж на b2c-рынке в 2013 году составил 520 млрд рублей, привел данные Федор Вирин, партнер компании DataInsight. Он ожидает, что в 2014 году показатель приблизится к 660 млрд рублей. При этом, по прогнозам DataInsight, объем электронных продаж материальных товаров составит около 450 млрд рублей.
"Интерес к электронным покупкам растет не только среди физических лиц, - комментирует г-жа Трелевич. - Об этом свидетельствует динамика количества онлайн-сделок корпоративных и государственных заказчиков. За 9 месяцев 2014 года оно увеличилось почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы роста этого сегмента рынка оценивать пока рано - в корпоративном сегменте увеличение количества сделок напрямую на объем не влияет. Тем не менее, мы прогнозируем, что итоги года окажутся позитивными".
В качестве одной из наиболее явных тенденций на рынке e-commerce эксперты выделили мобильность. "Мобильное направление развивается агрессивно. 60-70% клиентов будут покупать товары или, по меньшей мере, посещать Интернет-магазины с помощью своих гаджетов", - погнозирует Феликс Мучник, генеральный директор SoftKey.
Этот тренд имеет место и в сегменте b2b, добавляет Дженнифер Трелевич. Участникам рынка удобнее управлять своими закупками с телефонов и планшетов, даже если речь идет о миллиардных контрактах и десятках потенциальных продавцов. По ее мнению, в b2b хорошо приживаются и другие тенденции, характерные сейчас для бизнеса Интернет-магазинов. Например, формируется четкий курс на увеличение персонификации при работе с клиентами - очень много внимания уделяется удобству конкретного пользователя. Однако различия между бизнесом в разных сегментах достаточно отчетливы. Это и длина сделок, и разница в категориях закупаемых товаров. Кроме того, в b2b-сегменте процесс закупок четко регламентирован законодательством и внутренними правилами компаний, поэтому покупатели там менее гибки в принятии решений.
Retail.ru