← Коммерческий транспорт

Государство может изменить схему выделения субсидий на утилизацию автомобилей

Об этом рассказали "Ведомостям" три человека, близких к разным автозаводам. По их словам, основной рассматриваемый вариант на 2015 г. - распределение субсидий по сегментам рынка в зависимости от типа транспортного средства. Это могут быть два блока (легковые машины и весь коммерческий транспорт) или четыре (легковые машины, LCV, грузовики и автобусы), рассказывают собеседники "Ведомостей". Пропорции пока не определены, говорят источники: идет дискуссия между чиновниками и представителями отрасли. Они ожидают, что решение Минпромторг примет до конца года, а в январе появится документ от правительства. Общая сумма субсидий на 2015 г. по госпрограмме обновления автопарка, ранее анонсированная министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым, - 10 млрд руб.
Действующая схема предусматривает выделение лимитов непосредственно производителям. По 2 млрд руб. было предназначено "АвтоВАЗу", "Камазу", группе ГАЗ и "Соллерсу", еще 2 млрд руб. - для всех остальных участников, напоминают источники "Ведомостей". Всего предполагалось выделить 10 млрд руб. Но программа оказалась настолько популярной, что производители досрочно выбрали свои лимиты. В начале декабря на госпрограмму было добавлено еще 2,9 млрд руб. Новые деньги будут распределены уже с учетом продаж того или иного производителя до расширения программы, говорит один из источников. Лимиты привязаны к числу машин и сумме предоставленных скидок, уточняет второй. В целом это некая переходная модель, добавляет он.
Все 12,9 млрд руб. субсидий будут выделены до конца декабря из антикризисного фонда правительства. Постановление правительства, регламентирующее распределение субсидий, уже подписано, рассказывают собеседники "Ведомостей".
Привязка к сегментам - более понятная и эффективная схема, повышающая конкуренцию внутри сегментов, комментируют люди, близкие к автоконцернам. Такой подход более оправдан, поскольку позволяет гибко перераспределять средства между производителями в зависимости от спроса, согласен аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов. Это выгодно прежде всего производителям недорогих массовых моделей - как российских брендов, так и иномарок, комментирует человек, близкий к зарубежному автоконцерну. Если не будет дифференциации (например, по объему двигателей, классу), то выиграют бюджетные автомобили, в цене которых доля субсидий наибольшая, соглашается Беспалов.
Изменение размера скидок не обсуждается, а вот господдержки схемы trade-in в 2015 г., возможно, не будет - вопрос изучается, говорят двое из источников "Ведомостей". Основная задача программ утилизации - обновление устаревшего автопарка России, объясняют они. Эта схема использовалась в 2014 г. как временная мера для поддержки стремительно падавшего авторынка, указывает один из них.
В случае отказа от господдержки trade-in пострадают прежде всего зарубежные автоконцерны, констатирует один из них: на эту схему приходится больше половины продаж иномарок в рамках программ утилизации. В общих продажах по госпрограмме доля trade-in меньше - около трети, сообщал ранее Минпромторг. Отказ от trade-in, если это произойдет, снизит популярность госпрограммы обновления автопарка, но, с другой стороны, это позволит растянуть господдержку на более длительный срок, замечает один из дилеров. Если спрос будет таким же, как сейчас, то 10 млрд руб. хватит не более чем на полгода, говорят Беспалов и сотрудник одного из автозаводов.
Ведомости