← Логистика, грузы

Эксперты предсказали спад электронной торговли в России

По итогам 2014 года объем рынка интернет-торговли в России превысил 683 млрд руб. По сравнению с прошлым годом рост составил 27%. За последние пять лет, по данным J"Son & Partners, этот сегмент экономики прибавлял в среднем 42,5% в год. Но в ближайшем будущем аналитики компании прогнозируют резкое снижение темпов роста - в 2014-2018 годах средний рост рынка ожидается на уровне 7% в год. Самым провальным, по мнению экспертов, будет 2015 год - они ожидают снижения на 5% "в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией", до 650 млрд руб.
В 2016 году рынок начнет медленно расти (до 696,5 млрд руб.), затем рост ускорится, и к 2018 году объем интернет-торговли составит почти 960 млрд руб. Эксперты компании выделили несколько основных тенденций, формирующих структуру рынка. Это развитие мультиканальной стратегии сбыта (крупнейшие игроки параллельно с развитием интернет-каналов развивают розничные сети), консолидация отдельных сегментов (слияния и поглощения крупных игроков - в 2014году произошло объединение "Сотмаркета", "Ютинета" и гипермаркета E96), развитие мобильных приложений, рост мобильной рекламы в приложениях интернет-магазинов и развитие мобильных платежей.
По данным J"son & Partners Consulting, на российском рынке интернет-торговли работают более 40 тыс. компаний. Крупнейшими сегментами рынка являются "Бытовая техника и электроника" и "Гипермаркеты". Самыми высококонкурентными аналитики назвали сегменты "Бытовая техника и электроника", "Одежда и обувь", "Доставка блюд", что объясняется высокой популярностью этих товарных категорий у потребителей и низкими входными барьерами для продавцов. Исследователи также отмечают рост доли продаж электронных книг.
По прогнозу исследователей, в 2015 году сохранится тенденция к консолидации игроков и выделению нишевых интернет-магазинов. Эксперты также считают, что из-за нестабильной экономической ситуации и ослабления рубля замедлится развитие розничных сетей и снизится доля трансграничной торговли. Также сократится количество игроков в сегменте "Купонные сервисы". При этом продолжат развиваться онлайн-гипермаркеты, предоставляющие смешанный ассортимент товаров, а также мобильная составляющая интернет-торговли. Несмотря на развитие мультиканальных продаж, большинство потребителей предпочитают классический? интернет-канал сбыта. Консервативны россияне и в средствах оплаты - основным средством оплаты заказов остаются наличные (65%). Банковскими картами в минувшем году оплачено 25% объема интернет-торговли, а на электронные платежи приходится 10%. При этом аналитики отмечают, что доля наличных платежей постепенно снижается, а доля электронных платежей по сравнению с 2013 годом выросла в два раза.
РБК