Отличительной чертой мирового рынка логистики является усиление региональности между крупнейшими центрами формирования товаропотоков, считает председатель Совета по странам СНГ и Балтии компании Roland Berger Strategy Consultants Уве Кумм.
По его словам, сегодня наблюдается формирование трех крупнейших логистических кластеров - в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Западной Европе и США. При этом в глобальном масштабе на формирование будущего ландшафта отрасли оказывают влияние несколько факторов. Это прежде всего применение комплексных решений и активность мегапровайдеров. Последние расширили цепочку создания себестоимости путем органического роста или процесса слияний и поглощений. Они готовы предоставлять единый уровень услуги даже в развивающихся странах.
"Таким мегапровайдерам, как DHL, Panalpina, Kuehne+Nagel и Damco, понадобится расширять мультимодальные предложения, чтобы предоставить необходимый уровень услуг в каждом кластере", - отметил У. Кумм. При этом он полагает, что основным провайдером транспортно-логистических услуг в России является ОАО "РЖД", на долю которого приходится основной объем грузоперевозок в стране. Только затем следуют представители "большой четверки".
Вторая глобальная тенденция - это рост автотранспорта. "Рост автотранспортной отрасли превышает темпы развития других сегментов даже в Европе, где приняты масштабные программы перехода грузовых перевозок на железную дорогу. Однако ввиду конкурентных преимуществ все больше логистических компаний выбирают данный вид грузоперевозок", - отметил У. Кумм. В русле этой тенденции развивается и автологистика России, отставая, впрочем, от динамики общемировых показателей.
Кроме того, немаловажное воздействие на глобальное движение товаропотоков оказывает тот факт, что они все больше смещаются от ЕС и США в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона и стран БРИКС ввиду растущих объемов межрегиональной торговли и высоких темпов роста ВВП на развивающихся рынках.
РЖД-Партнер