Объединение контейнерных линий в альянсы не поможет решить проблему низкой рентабельности перевозок, а напротив, несет риски дальнейшей дестабилизации ситуации. Такое мнение высказал аналитик Morgan Stanley Даг Хейс в рамках конференции JOC, посвященной транстихоокеанским контейнерным перевозкам, сообщает Lloyd"s List.
По мнению эксперта, только полноценная консолидация операторов, обслуживающих перевозки между востоком и западом, может обеспечить восстановление прибыльности до необходимых уровней.
Хейс обращает внимание на то, что объединение перевозчиков не уменьшает число операторов, влияющих на процесс ценообразования, так как закон запрещает членам альянса совместно определять ценовую политику.
Совокупные убытки контейнерной индустрии с 2009 года составили порядка 4 млрд долларов, даже с учетом прибыли Maersk и CMA CGM, сказал Хейс.
Он отмечает, что в отрасли не было масштабных слияний, которые затронули бы ключевое направление перевозок между востоком и западом с тех пор как Maersk приобрел P&O Nedlloyd, а Hapag-Lloyd - CP Ships в 2005 году. Вместо этого глобальные перевозчики образовали четыре крупных альянса: 2М, Ocean Three, G6 и CKYHE.
Хейс признает определенную целесообразность подобного рода объединения, отмечая при этом, что ряд барьеров, прежде всего связанных с национальными интересами перевозчиков, не позволит альянсам стать эффективным инструментом для восстановления баланса интересов на рынке. Так, объединенные операции могут помочь повысить прибыльность за счет сокращения расходов. Однако, наиболее вероятно, что члены альянса будут незамедлительно транслировать достигнутую экономию в снижение ставок для своих клиентов, что еще сильнее усугубит дисбаланс в отрасли и усилит отток тоннажа на маршруты, обслуживающие перевозки в направлении север - юг.
Основываясь на опыте авиаперевозчиков, Хейс утверждает, что полноценная консолидация была бы весьма эффективна как инструмент восстановления прибыльности. Так он предполагает, что слияние Hapag-Lloyd и CSAV, а также ожидающие одобрения сделки по объединению чилийской
CCNI и Hamburg Sud, а также OPDR и CMA CGM, будут способствовать восстановлению баланса в отдельных географических сегментах рынка контейнерных перевозок. Однако отрасли в целом нужны масштабные слияния, которые способны были бы изменить положение дел на трейде восток - запад.
Морские вести России