← Дороги, инфраструктура

К 2022 году в России возрастет количество цементобетонных дорог

Количество цементобетонных дорог в России к 2022 году должно существенно увеличиться в рамках удвоения объемов строительства и реконструкции дорог общего пользования. Росавтодор и региональные власти рассматривают возможность наращивания объёмов применения продукции отечественных цементобетонных и цементных заводов. Об этих проблемах и о приоритетности строительства цементобетонных покрытий заявили участники всероссийской конференции "Цемент в дорожном строительстве", прошедшей с 26.02.2015 по 27.02.2015 при поддержке Росавтодора в г. Москве.
Работу конференции открыла заместитель начальника Управления научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора Елена Кашевская с докладом, посвященным вопросу обеспечения документами технического регулирования  сферы строительства цементобетонных покрытий, в том числе, разработки нормативных документов выполняемых Росавтодором.
В ходе межотраслевого мероприятия представители государственных структур, строительных организаций и заводов-производителей цемента обсудили совместные планы сотрудничества по исполнению поручений Президента РФ Владимира Путина в рамках прошедшего в октябре 2014 г. дорожного Госсовета в  Новосибирске. В частности, глава государства рекомендовал рассмотреть возможность более широкого использования  бетонов в дорожном строительстве, там, где это целесообразно.
Участники конференции  были едины в том, что внедрение цементобетона в дорожном хозяйстве является одной из мер по увеличению сроков межремонтной эксплуатации дорог до 12 лет. По статистике Росавтодора, сегодня 28% федеральных  дорог работают в  режиме перегрузки. Кроме того, 30% грузовых средств нарушают требования весогабаритного контроля, что неизбежно приводит к преждевременному образованию колейности. Предотвратить разрушение  автомобильных дорог  позволит строительство конструктивных слоев дорожной одежды из цементобетона  с повышенной несущей способностью и долговечностью. Именно с помощью строительства долговечных цементобетонных покрытий можно решить проблему "недоремонта", когда выделяемые средства расходуются не на новое строительство, а на ремонт недавно построенных дорог с асфальтобетонным покрытием.
Представители дорожной и цементной отраслей отметили, что в настоящий момент существуют большие перспективы  строительства дорог с современным цементобетонным покрытием. За последние годы цементная промышленность России пополнилась новыми и модернизированными предприятиями, общая мощность которых превысила 100 млн. тонн. В результате заводы приступили к выпуску новых марок цемента, предназначенных для применения в дорожном строительстве не только на внутреннем рынке, но и в других странах.
В докладах на конференции отмечалось, что современные машины и механизмы, компьютеризированные бетоносмесительные установки с принудительным перемешиванием циклического действия (например, "Stetter"), бетоноукладчики со скользящими формами (например, типа "Wirtgen" или "Gomaco") позволяют устраивать цементобетонные покрытия с высокими эксплуатационными показателями в короткие сроки.
Также выступающие говорили, что совершенно недопустимо, чтобы доля автомобильных дорог с цементобетонным покрытием от автомобильных дорог общего пользования составляет менее 2% и имела тенденцию к дальнейшему сокращению. Для сравнения: в Германии этот показатель - 38%, в США - 60%. Учитывая общую нехватку дорог в России, речь может идти о дополнительной потребности дорожной отрасли в сотнях миллионах тонн цемента. В подтверждение этого дорожники акцентировали, что в России проектируемый срок службы цементобетонных покрытий составляет 20-25 лет, асфальтобетонных - 16-20 лет. Для цементобетонных покрытий фактический срок службы соответствует этим расчётным цифрам или превышает их. В то же время, фактический срок службы асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог в России составляет, по данным ФГБУ Росдорнии - 5-8 лет, по данным Росавтодора - ещё меньше.
Росавтодор