Производители отмечают увеличение экспорта автокранов "Ивановец", которые выпускают предприятия "Автокран" и "Газпром-кран".
В 1 квартале количество подтвержденных заявок на экспорт грузоподъемной техники известной марки составило 22,7% из общего объема заключенных контрактов. Для сравнения, в последние 3 года этот показатель не превышал 7,5%.
Среди ключевых заказчиков в нынешнем году Казахстан, Азербайджан, Приднестровье, Южная Осетия, Литва. Хотя среди активных потребителей в последние годы также Польша, Египет, Афганистан, Сирия, Уругвай, Куба и Вьетнам. Увеличение экспортных заявок на продукцию российского машиностроения специалисты связывают с курсами валют, которые сделали менее привлекательной зарубежную технику.
Импорт иностранной спецтехники в последние 3 года наоборот снижается. Если в 2012 году он составлял 18,4%, в 2014 году - 13%, то в первом квартале 2015 года уже чуть более 2%. И причины у падения интереса к зарубежной технике аналогичные - покупать дорого, а значит невыгодно, особенно в период кризиса. Также сказывается влияние решений российского правительства, которое стимулирует покупку техники отечественного производства.
Кроме того, сокращение числа импортной продукции говорит о том, что российские предприятия готовы к выполнению программы по импортозамещению. Техническое оснащение заводов и потенциальные объемы производства могут покрыть потребности нашей страны. Вместе с растущим качеством российской спецтехники (завод "Автокран" активно вкладывает средства в техническое переоснащение), развитие новых программ по сервисному обслуживанию клиентов - позволяют российской продукции успешно конкурировать с иностранными аналогами.
Стоит отметить, что последний год происходит повсеместное снижение объемов производства продукции машиностроения, но оно идет гораздо меньшими темпами, по сравнению с падением импорта. Поэтому можно констатировать, что сужение российского рынка спецтехники происходит, именно за счет уменьшения доли импорта, а значит, тенденция имеет положительный характер для нашей страны.
Как отмечают эксперты завода "Автокран", российское машиностроение обладает существенным запасом для роста. Например, по автокранам грузоподъемностью от 16 до 50 тонн российский рынок может добиться увеличения своей доли с 80% до практически 100% - вытеснив зарубежных производителей. При этом заказчики не просто не заметят ухода импортной продукции, но и получат более надежную технику, превосходящую по отдельным показателям зарубежные аналоги. Такие предприятия, как "Автокран", "Газпром-кран", "РАСКАТ" - выпускают грузоподъемные машины десятками лет и накопили за это время большой опыт: в разработке, серийном производстве, сервисном обслуживании.
Так, завод "Автокран" менее года назад запустил в серийное производство 7 уникальных кранов грузоподъемностью 25, 35, 40 тонн. Эта техника обладает превосходными грузо-высотными характеристиками и соответствует требованиям "Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", что позволяет ей перемещаться по дорогам общего пользования без специальных согласований, разрешений и штрафов за перевес. По ряду характеристик они являются уникальными для данного класса спецтехники не только в нашей стране, но и во всем мире. А завод "Газпром-Кран" использовал передовые разработки и запустил в серийное производство 50-тонный автокран с 5-секционной стрелой, потеснив зарубежных конкурентов в сфере производства автокранов большой грузоподъемности.
Происходящие изменения на рынке грузоподъемной техники и активность машиностроителей позволяют говорить о том, что 2015 год может стать для российского машиностроения не таким уж и тяжелым, как ожидалось.