Автоперевозчики, желая выжить, снижают тарифы (их падение достигает 50%) и предоставляют рекордные отсрочки. Убыток отрасли уже превысил 7,3 млрд рублей. Предприниматели готовятся провести акцию протеста 24 июня, чтобы привлечь внимание государства.
Количество прибыльных транспортных компаний стремительно сокращается, а число убыточных предприятий растет, зафиксировали в Росстате. По итогам первых 2 месяцев 2015 года автомобильный транспорт в РФ стал единственной отраслью экономики, в которой сальдо прибылей и убытков оказалось отрицательным - 7,3 млрд рублей.
Спрос на услуги петербургских грузоперевозчиков в первые месяцы 2015 года сократился более чем вдвое, достигнув минимума за последние 5 лет. Так, за март, по данным "Петростата", крупные и средние компании перевезли всего 129 тыс. т грузов. Проблемы в транспортном секторе грозят проблемами лизинговым компаниям, многие из которых уже сфокусировались на работе с проблемной и просроченной задолженностью.
Причины катастрофического падения рынка - запрет на ввоз в РФ продовольствия из ЕС и США, а также ограничение экспорта в РФ промтоваров. Но сокращение объемов - это не самое страшное, намного хуже, что за часть перевезенных грузов транспортники не получили денег. Более или менее точно оценить масштабы бедствия не берется никто.
Опрошенные "ДП" перевозчики сообщили, что сейчас почти все заказчики требуют отсрочки платежа. "Возрастают риски неплатежеспособности. Из-за того что клиентам не хватает собственных денежных средств, растут отсрочки по платежам, они уже достигают 60 дней", - говорит заместитель гендиректора ГК "Балтика-транс" Ирина Капитанова.
Другие участники рынка отмечают, что 60 дней уже не предел, вполне нормальной считается отсрочка в 90 дней. Но и после истечения этого срока не факт, что деньги придут. "В первую очередь задерживают платежи посредники - экспедиторские компании, они ждут, когда с ними расплатится грузовладелец, а это может затянуться надолго", - говорит Артем Баршай, гендиректор "Союзхимтранс-Авто".
Главной причиной возникновения кризиса платежей перевозчики называют проблемы с доступностью кредитов на пополнение оборотных средств. Прежде заказчики могли взять кредит и оплатить транспортные услуги, но после того, как деньги резко подорожали и стали менее доступны, на оплату направляются только средства, вырученные от реализации товара, а транспортные услуги - это не приоритетная статья расходов, приходится ждать. "Особенно сложная сейчас ситуация у тех, кто вывозил значительный объем контейнерных грузов из петербургского порта", - отмечает заместитель гендиректора "Совавто-СПб" Дмитрий Кадомский.
Петербургский порт обрабатывает самое большое число контейнеров, прибывающих в РФ. Как ранее писал "ДП", контейнерный оборот местного порта в первые 3 месяца этого года рухнул на 31%, до 392 тыс. TEUs (20-футовый контейнер).
Еще больше (на 40%) сократился поток контейнеров, идущих в Петербург транзитом через порты Финляндии. Это обстоятельство серьезно ударило по бизнесу международных автоперевозчиков.
В этом году Ассоциацию международных перевозчиков Северо-Запада покинули 40 компаний, еще несколько предприятий не могут заплатить членские взносы. "Многие компании вообще перестали возить грузы. Снизили зарплаты своим сотрудникам на 10%", - говорит директор ЗАО "АД-Системс" Геннадий Паластров.
Некоторые товары, запрещенные к ввозу в РФ, импортеры начали завозить в страну из ЕС через Белоруссию. Разумеется, белорусские автоперевозчики своего не упустили и энергично перехватили обслуживание возросшего в 2-3 раза грузопотока. Ситуация усугубляется тем, что вывозить из РФ автоперевозчикам нечего. Экспортные товары из РФ обычно крупными партиями вывозятся по железной дорогое (руда, лес, зерно, металл) либо по трубе - газ, нефть и нефтепродукты.
Впрочем, останавливать перевозки - это крайняя мера. "Мы перевозчики, колеса должны крутиться, даже если вы беретесь за перевозку по себестоимости, то это выгоднее, чем простой автомобиля. В наиболее тяжелой ситуации оказались компании, взявшие подвижной состав в лизинг", - говорит Артем Баршай.
Снижение спроса и желание сохранить бизнес заставляют перевозчиков активно бороться за место на внутреннем рынке - местные дальнобойщики готовы везти контейнеры из петербургского порта и Усть-Луги даже в Казахстан за плату существенно ниже, чем прежде.
Большинство опрошенных "ДП" перевозчиков сообщили: тариф снизился в среднем на 25%, иногда на 50%, что, собственно, и объясняет убыточность отрасли. В относительно выгодном положении оказались индивидуальные предприниматели: они поставили тягачи на прикол и отправились работать по найму в ожидании лучших времен, хотя работу водителем сегодня сложно найти.
Покинуть рынок, быстро продать технику сегодня можно с большими скидками - тягач, стоивший полгода назад 2,5-3 млн рублей, сегодня продается за 1 млн. По словам Дениса Негодаева, гендиректора "Трансфенника Раша", в начале этого года появилось новое направление - вывоз из РФ в ЕС бывших в употреблении грузовиков. По словам перевозчиков, уже достаточно много транспортных компаний оказались на грани банкротства, прежде всего фирмы, приобретавшие автомобили по лизингу. В сложившихся условиях объединение грузоперевозчиков "Грузавтотранс" намерено 24 июня провести автопробег по кольцевой, чтобы привлечь внимание исполнительной власти к проблемам отрасли, в частности, добиться отмены введения платы за проезд по федеральным трассам - эта плата, по мнению предпринимателей, окончательно добьет бизнес.
Деловой Петербург