По данным Росморречфлота, объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте за январь - май 2015 года снизился на 6% по отношению к аналогичному периоду 2014 года. Так, с начала текущего года было перевезено 24797,2 тыс. т грузов, в то время как за этот же период в прошлом году по водным путям было отправлено 26393,8 тыс. т.
Во внутреннем сообщении объем грузоперевозок сократился на 0,7%, а в заграничном сообщении - 13,6%. Положительная динамика наблюдается в Московском и Азово-Донском бассейнах (34,2% и 2,3% соответственно), а также в два раза увеличился объем грузоперевозок по рекам Амурского бассейна и в четыре раза - Волго-Донского бассейна.
Однако, многие эксперты уверены, что ситуация может выправиться. Так, с 12 июня 2015 года между материком и Крымским полуостровом начали курсировать грузовые суда "Байкальск". За первый рейс было перевезено 2 тыс. т груза в порт Севастополь. ОАО "Волгоградский речной порт" планирует развивать регулярные грузоперевозки водным транспортом в Крым. Также суда будут заходить в порты Керчь, Ялта, Севастополь и Феодосия.
Также нельзя не отметить, что водный транспорт активно используют крупные промышленные предприятия. Например, Магнитогорский металлургический комбинат с 2011 года активно использует речной транспорт для доставки экспортной металлопродукции до портов Астрахани, Санкт-Петербурга и Таганрога. А компания "Роснефть" недавно приобрела собственный судоходный актив Pietro Barbaro в РФ (100% группы "Прайм Шиппинг", которая может обеспечить перевозку 2,7 млн т нефтепродуктов в год). В настоящий момент деятельность компании "Прайм Шиппинг", главным образом, сосредоточена на транспортировке нефтепродуктов НК "Роснефть" по внутренним водным путям Российской Федерации и прилегающим морям.
И в регионах видят необходимость в развитии перевозок по внутренним водным путям. Расчищать водные дороги совместными усилиями планируют в Алтайском крае. Об этом договорились "Алтайречфлот", "Барнаульский речной флот" и "Бийский речной флот", а также "Бийский гравийно-песчаный карьер" и администрация Обского бассейна внутренних водных путей. Согласно аналитической записке транспортного управления региона, в Алтайском крае имеется потенциал для увеличения объемов перевозки по реке до 1 млн т грузов.
С подобным заявлением выступили и другие регионы. "Очистка русла реки от пересечения границы с Казахстаном в нашем регионе не ведется уже 20 лет. Раньше Иртыш был самым дешевым путем доставки сыпучих строительных материалов, которых у нас нет", - сказал губернатор Омской области Виктор Назаров.
Он добавил, что через Омскую область идет большой грузопоток также в Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В 2014 году объем речных перевозок между Омской и Павлодарской областями составил 95,3 тыс. т. Это на 6% выше уровня 2013 года.
По словам первого замглавы Павлодарской области Дуйсенбая Турганова, после углубительных работ грузоперевозки могут превысить 200 тыс. т.
Отметим, что в 2015-м президент РФ Владимир Путин дал ряд поручений по переключению грузопотоков с наземных видов транспорта на водный. Правительство еще в прошлом году утвердило новые нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Отказаться от речного флота наша страна не сможет никогда, потому что есть огромные территории и регионы, куда добраться можно только водным транспортом. Но и оснований надеяться на существенный рост в ближайшей перспективе пока нет - возможности судовладельцев ограничены пропускной способностью ВВП и состоянием флота.
РЖД-Партнер