Ограниченный доступ к финансированию, плохой бизнес-климат, проблемы с кадровыми ресурсами и рынками сбыта - вот четыре главных фактора, сдерживающих развитие малых и средних предприятий, выяснила KPMG.
KPMG опросила представителей малого и среднего бизнеса России и выяснила, какие проблемы беспокоят их больше всего. Для этого компания собрала 10 151 анкету в 82 регионах, а также взяла 578 комментариев предпринимателей о проблемах их бизнеса в свободной форме. Участники опроса оценивали проблемы по пятибалльной шкале, где "5" означает наибольшую степень актуальности проблемы, а "1" - наименьшую.
Лидирует среди проблем ограниченный доступ к финансовым ресурсам: 50% предпринимателей поставили в этой графе максимальный балл, а средняя оценка получилась 4,13. В комментариях респонденты упоминали чрезмерно высокие ставки по кредитам, сложность получения займов на долгий срок, невозможность взять кредит с отсрочкой на развитие.
Второе место в рейтинге головных болей малого и среднего бизнеса участники опроса отвели плохому бизнес-климату: 30% поставили здесь максимальный балл, средняя оценка - 3,47. Представители предприятий говорили, например, о чрезмерной бюрократии, низкой заинтересованности со стороны местного самоуправления, частых проверках контролирующих органов. "Частота изменения законодательства: приходится тратить время на приведение своего бизнеса в соответствие изменившемуся законодательству, а не собственно на бизнес", - приводит KPMG комментарий одного из респондентов.
Проблема номер три - кадровые ресурсы (3,44; 27%). "Очень низкая профессиональная подготовка молодых кадров", - жалуется в анкете один из предпринимателей.
На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут "поиск поставщиков товаров и услуг", "доступ к технологиям производства и обучения" и "инфраструктура".
Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки ("нереально высокая стоимость присоединения к электросетям", "повышение тарифов на электроэнергию").
Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение ("Невероятно большие взносы за сотрудников!!!", - написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, "взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом", низкая информированность бизнеса о программах поддержки.
"Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность", - говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.
Авторы опроса также составили рейтинг регионов России по показателю совокупной благоприятности ведения бизнеса.
Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.
Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.
Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК удалось ознакомиться с последней версией документа.
В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).
РБК